Аспид (Аспида)

В славянской мифологии аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По другим сказаниям, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». Аспид назван так, потому что укусом впрыскивает (spar-gat) яд; ведь греки называют яд ios (as), отсюда — название aspis, так как он убивает ядовитым укусом.

В какие края летать повадится, те места опустошит; живет в горах и на землю никогда не садится, только на камень. Перемещается с быстротой молнии, а из пасти его постоянно извергается горячий пар. Если укусит, человек распухает и заживо гниет. Его невозможно убить стрелою, можно только сжечь.

 

аспид

Художник Виктор Корольков — Аспид

Эта змея, по народному мнению, жила в Печерских горах. Заговорить, уничтожить разрушающего все вокруг себя аспида могли, по поверьям, колдуны, «знахари обаянники», которые использовали нелюбовь аспида к «трубному гласу». Обаянники копали ямы и садились в эти ямы с трубами, покрываясь дном железным и замазываясь суглинком. Кроме того, ставили около себя горящие угли и накаляли клещи. И, когда вострубят, тогда аспид засвищет «ако горы потрястися», и прилетит к яме. Ухо свое приложит к земле, а другое заткнет хоботом и, найдя небольшую дыру, начнет биться. Человек же его крепко держит, ухватив горящими клещами. От ярости рассыпаются не одни клещи и даже не двое или трое, но так, сожженный, умирает.

2_01

Трубный глас

Читать сказку »

Трубный глас

Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от нее пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюет, а кого ядом не отравит, того огнем сожжет. Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:
— Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.

Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал совета у богов. Молчали боги. Никто не верил, что возможно спастись от Аспида! Жрецы на черном капище уже вострить ножи начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к вождям и говорит:
— Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто железных клещей. И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей. Открыли мне добрые боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.
Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и широкую яму, обмазать ее суглинком и накрыть тяжелыми камнями. На дне в железном чане разложили костер, а среди бревен оставили малое отверстие. А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками залез в эту яму и притаился.
И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса — летит Аспид. Завидев вдали селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг... вдруг из-под земли громко, оглушительно затрубили трубы.
А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздается из ямы, заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскаленные щипцы высунулись — и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут — помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова... Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю — только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.
Так оно и произошло. С тех пор Аспид более никогда не тревожил славянские земли!
По поверьям древних, Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям — на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь...
Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска — чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну — деву змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая — трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти и прапредков славян.

Некоторые исследователи (Н. Сумцов) считают, что змеи-летавцы и упыри (см. ЗМЕЙ, УПЫРЬ) народных поверий – существа, сходные с «книжным» аспидом.
Аспида – одно из названий змей в заговорах.
Аспида народная фантазия поселила на мрачном, суровом, лесистом севере. Крылатый Змей с птичьим носом и двумя хоботами. Этот змей жил, по народному мнению, в печёрских горах, она не садилась на землю, но только на камень. Куда полетит, там может опустошить всю землю. Но есть знахари Обаянники, которые умеют её заговаривать. Аспид не любит звука труб. Обаянники копают ямы и садятся в эти ямы с трубами, и покрываются дном железным, и замазываются суглинком, и ставят у себя уголие горящее, да накаляют клещи, и, когда вострубят, тогда Аспид засвищет «ако горы потрястися», и прилетит к яме. Ухо своё приложит к земле, а другое заткнёт хоботом и, найдя небольшую дыру, начнёт биться. Человек же, ухватив его клещами горящими, держит крепко. От ярости сокрушаются не одни клещи и даже не двое или трое, но так, сожжённая, умирает. А видом он пёстр разными цветами.

Как бороться с аспидом?

Читать историю »

Читать также  Аист

Единственный способ убить аспида – это сжечь его. Однако змей никогда не подлетит к огню, да и на землю он не садится. Только трубный звук способен привести аспида в ярость, в таком состояние он бросается на все что издает этот звук, потому победить Аспида можно лишь заманив его в огненную ловушку при помощи труб.

А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздается из ямы, заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскаленные щипцы высунулись — и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут — помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова… Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю — только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.

«Былина о погибели змея Аспида»



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"
data-ad-slot="2423584382"
data-ad-format="auto">

Вам также может понравиться...