Баган

Баган — дух-покровитель рогатого скота, охраняющий его от болезненных припадков и умножающий приплод, а в случае гнева своего творит Баган самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении.
Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган.
Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.

 

Баган

В стародавние времена жизнь простого человека во многом зависела от того, на сколько хорошо ведется его хозяйство: здорова ли скотина, досмотрены ли кони, хорошо ли плодятся козы и овцы… Такая важная сфера бытия крестьянина не могла обойтись без сверхъестественного опекуна. Как дом не мыслился без домового, как двор нельзя было представить без дворового, так и в сараях были свои духи охранители. Вот, скажем, у белорусов эта область была поделена между вазилою ибаганом.

«Вазила (от глагола «возить») есть дух-покровитель лошадей; его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет своего вазилу, который живет в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табуне — удаляет от них хищного зверя. За стадами же рогатого скота смотрит баган; он охраняет их от болезненных припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган. ».

Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу». Том 2

Впервые о багане научное сообщество узнало из публикации под названием «Белорусские народные предания» за авторством П. Древлянского (Павла Михайловича Шпилевского). Вот что он писал:

Баган, нейкі добры дух, — здаецца, тое ж, што і Волас, апякун свойскай жывелы. Па апавяданням беларусцаў, гледзячы па своёй прыхільнасці ці непрыязнасці да якога-небудзь сямейніка, ці памнажае (родзіць), ці выкрадае ў яго свойскую жывёлу. Словы «памнажае» ці «выкрадае» трэба разумець так: Баган робіць скаціну ці плоднаю, ці бясплоднаю; нараджае жывёлінак ці жывымі, ці мертвымі; пакідае саміцу пасля родаў ці здароваю, ці хворай. Так кажуць самі Беларусцы.

Цікава таксама, што Беларусцы аддзяляюць у хлявах асаблівае месца з асаблівымі маленькімі яслямі з сенам. Яны робяць гэта ў выніку павер'я, нібыта Баган пасяляецца ў хлявах (зразумела, любімага ім сямейніка) і ахоўвае скаціну ад розных хваробаў і прыпадкаў. Зразумела, сена ў яслях, прыгатаванае для Багана, цэлае: беларусцы кормяць ім парадзіху ў першы тыдзень пасля родаў, бо лічаць гэтае сена лекавым

Зрэшты, не па ўсей Беларусі Баган вядомы пад гэтым імем, пад якім яго ведаюць пераважна ў Мінскай губерніі, у Пінскім, Мазырскім і Слуцкім паветах, і часткова — у Чарнігаўскай губерніі. Мяркуючы па расказах Беларусцаў, ён вельмі падобны ці па меньшай меры адпавядае таму, аб кім Г. Касторскі згадвае ў сваім «Начертании Славянской Мифологи». Прымаўкі: «Баган задушыў аўцу» — Баган задушыў авечку, гэта значыць авечка акалела ад родаў; «Баган нарадзіў цяля» — Баган даў цяля; гэту прымаўку беларусы ужываюць пры нараджэнні жывелінкі ў скаціны.

П.Древлянский «Белорусские народные предания»

(Баган, какой-то добрый дух, — кажется, то же, что Волос, покровитель домашнего скота. По рассказам белорусцев, Баган, смотря по своему расположению или неприязни какому-либо семьянину, или умножает (родзиць, рождает), или похищает у него домашний скот: это они подтверждают фактами. Слова «умножает», «похищает» должно понимать так: Баганделает скот или плодным, или бесплодным; рождает детенышей скота или живыми, или мертвыми; оставляет родительницу после родов или здоровой, или больной и даже мертвой. Так толкуют сами Белорусцы.

Замечательно также, что Белорусцы отделяют в хлевах скотских особенное место с особенными маленькими яслями с сеном. Они делают это в следствие поверья, будто бы Баганпоселяется, так сказать, в хлевах скотов (разумеется, любимого им семьянина) и охраняет скот от разных болезней и припадков. Конечно, сено в яслях, приготовленное для Багана, цело: Белорусцы им кормят родительницу первую неделю после родов, считая это сено как бы лекарством.

Впрочем, Баган не по всей Белоруссии известен под этим именем, под которым преимущественно знают его в Минской Губернии, в Пинском, Мозырском и Слуцком Уездах, и частью — в Губернии Черниговской. Судя по рассказам Белорусцев, он весьма сходен или по крайней мере соответствует тому самому, о котором Г.Касторский упоминает в своем «Начертании Славянской Мифологии». Поговорки:Баган задушив явцу — Баган удушил овцу, то есть овца околела от родов. Баган нарадзив целя —Баган дал теленка; эту поговорку Белорусцы употребляют при рождении детеныша у скотины.

П.Древлянский «Белорусские народные предания»)

Бух Баган

В свое время эта информация широко разошлась по научным публикациям, лишним подтверждением чему служит вышеприведенная цитата из «Поэтических воззрений...» Афанасьева. С другой стороны, Древлянского много критиковали и за методику сбора информации, и за достаточно вольную трактовку сведений…

Читать также  Буян

Тем не менее, если говорить относительно именно Багана, которого Древлянский вводит в научный оборот наряду сгарцуками, Жыжем, Зюзей и прочих образов, то здесь фантазий меньше, нежели реальной фактуры. Иными словами, по всей вероятности образ Багана в свое время действительно был распространен в белорусской мифологии. Так, в частности, Носович в своем Словаре приводит слово Буган со значением, очень близким тому, что встречается у Древлянского: «дух, покровитель домашнего скота, помогающий при родах животным». Кроме того, скажем, в смоленских говорах, которые еще в начале ХХ века относились к ареалу белорусского языка, слово «баган» обозначало «некоего доброго и злого духа, заступника скота».

А в архивах Национальной Академии наук Беларуси имеются опросные листы 1924 года по Бобруйскому уезду, где описывается и внешний вид багана:

Есць у Далiдовiча ікона. Бог у выглядзе рагатай дамашняй жывелы, як заборонец хатняй жывелы.

Опросный лист № 405. Село Ясень, Осиповский район 

(Есть у Далидовича икона. Бог виде рогатой домашней скотины, как защитник домашних животных.)

Оно конечно, в славянской мифологии были и иные рогатые теоформные образы (типа Дыя или Беса), однако за скотину они не отвечали. Так что с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что в свое время белорусы действительно верили в особый вид дворового багана, который отвечал за опеку домашнего рогатого скота (коров, коз, овец) и потому сам мыслился рогатым.

P.S. А кое-кто говорит, что баган не просто был с рогами, но вообще с бараньей головой .



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"
data-ad-slot="2423584382"
data-ad-format="auto">

Вам также может понравиться...