Лелия (Ляля)

ЛЕЛИЯ (ЛЯЛЯ) — женский вариант, или женская ипостась Леля, т.е. белокурая и голубоглазая дочь богини Лады, неотступно находящаяся вместе с матерью. Ляля (маленькая) символизирует пробуждающуюся природу, порождение природой нового. К Ляле обращались в весенних песнях-заклинаниях с просьбами по поводу будущего урожая жита и пшеницы, овощей на грядках и трав на лугах. Специально Ляле посвящался 22 апреля весенний праздник, получивший название по ее имени — Ляльник.

лелия
Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо — Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.

slav011
Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков — 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник — 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.

slav25

Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.
Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с «м») Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в малорусском «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; сравните белорусские припевы: люли и о люлюшки" (Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края»). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером («Очерки арийской мифологии»).

Читать также  Луговой

леля

Миф о Лелии

Читать миф »

У славян была своя богиня юности и любви – Богиня Леля, дочь Лады Богородицы – богини материнства и покровительницы всех славянок. Считалось, что до замужества все юные девушки-славянки находятся под покровительством вечно юной Лели.

Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли юной, красивой, стройной и высокой девушкой.

Земля и Небо так сильно любили друг друга, что их любовь ожила как отдельное существо — и тоже, подобно им самим  некогда,  тотчас  распалось  надвое,  на  Любовь Женскую и Мужскую, ибо одной недостаточно — любящих всегда двое.

Бог Род, Мужская Любовь,  стал  даровать  приплод  и  потомство  всем дышащим  тварям,  и  Люди  скоро  выучились  его  почитать:  стали  делать изображения и  вкладывать  в  свадебные  заздравные  чаши,  на  счастье  и многочадие новой семье.

Богиня Лада стала Женской Любовью. По  ней  прозвались  мудрые  жены, умеющие сладить семью, завести в доме лад. Великой  Богине  была  по  душе верная супружеская любовь.

Ладу еще называли Рожаницей, в честь родящего поля и молодых матерей, которых она незримо обвивала своим поясом, помогая разрешиться от бремени.

У великой Лады, была  юная  дочь.  Звали  ее Леля, Лелюшка.

Подросла Леля и стала гулять по лугам, по густым  тенистым  лесам,  и шелковая мурава сама льнула ей под ноги, чтобы распрямиться еще зеленее  и гуще.

 



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"
data-ad-slot="2423584382"
data-ad-format="auto">

Вам также может понравиться...