Семик

СЕМИК — праздник в честь бога Ярилы, проводившийся во время «зеленых святок», 4 июня. В ходе его отдавалась дань почитания также Туру и Велесу. К этому времени Ярила уже выполнил свою функцию возбуждения к оплодотворению, воспроизводству и росту всего живого: посевы уже взошли, молодые ростки набрали силу, окрепли. Теперь Ярила мог уходить с тем, чтобы возвратиться в следующем году и вновь возбудить тягу к оплодотворению, размножению и т.п.
semik
Уходящему Яриле посвящались песни, хороводы, танцы, пляски, любовные действия. Проводы Ярилы символизировало сожжение его соломенной куклы с большим фалосом, которое сопровождалось различного рода непристойными шутками. Одновременно могли иметь место и ритуальные действия с куклами Купалы, Костромы и Морены, также символизировавшие их проводы в потусторонний мир.

К Семику пекли сдобные караваи, красили яйца в желтый цвет. Встречать Семик шли на могилы родителей. Существовало поверье, что в Семицкую неделю покойники вспоминают о своей прежней жизни и бродят без пристанища по кладбищу. Особенно неспокойны забытые покойники, которые вступают в ссоры и драки с русалками, а те потом мстят за нанесеные обиды живым людям. Поэтому необходимы были задушные поминки.
И некоторых местностях в этот день устраиталась складчина-братчина. Как бы снимался определенный дом в деревне, куда заранее сносились продукты, заранее же заготавливалась брага.

После поминовения молодежь отправлялась и рощи «завивать», или «заламывать», березу. Ветки сплетали так, чтобы получались венки. Через эти венки целовались друг с другом. Девушки «кумились» между собою — поцелуй через венок означал, что они становились подругами. Вокруг «завитых» березок водили хороводы с песнями. У кукушек вопрошали, долго ли им еще находиться в отцовском доме.

Читать также  Сварга

Березе в Семик воздавалась особая честь. Березки с рассветом расставлялись по улицам, дворам и домам. Дома украшались березовыми ветками. В рощах молодежь плела березовые венки. Березку украшали лентами, лоскутками, обвязывали шелковым пояском. Срубленую и украшенную березку носили по селениям. Вокруг нее до ночи водили хороводы.

Семицкие венки использовались при гаданий по поводу предстоящего замужества. Их бросали в воду, следя за тем, чей венок быстрее плывет (чье замужество ближе всего?), чьи венки сближаются между собою (кого ожидать в мужья?). Вместе бросали венки подруги, братья-сестры, вместе, как бы случайно, старались бросить венки влюбленные. Если же венок тонул, то это считалось дурным предзнаменованием — предвестием болезни или даже смерти. За тех, чьи венки утонули, замуж старались не выходить.

Позже Семик был перенесен церковью на седьмой четверг после пасхи, а вся эта неделя стала называться семицкой. Она же называется «зеленой», русальной или клечальной. Во вторник на этой неделе проводились задушные поминки, в четверг — семик, в субботу, называемую клечальной субботой, — изгнание русалок . В православии это Родительская суббота.