Ярила весенний

В белорусской, русской и украинской мифологии, бог земледельцев. Сын бога Велеса и Дивы, жены бога Перуна. Велес обратился в цветок ландыша, который Дива во время прогулки сорвала. Вдохнув аромат цветка, Дива зачала от Велеса Ярилу. Возмужав, Ярила пахал землю и сеял яровые. Его противником неожиданно оказался сторож подземного царства Кащей, сын Вия и внук Чернобога. От взгляда Кащея засыхали деревья и трава, валилась скотина и умолкали птицы в лесах. Однажды Кащей неожиданно напал на Ярилу и обратил его в зайца. Спасаясь от преследования, Ярила убежал в царство Нави (смерти). Велес пришел на помощь сыну: вызволил Ярилу из царства Нави и вернул ему прежний облик, а Кащея заточил под землей.

По просьбе Вышеня Ярила спас от смерти Ярину, отданную жителями Царьграда на съедение змее Ламии, которую послал бог Сива. Ярила убил Ламию и женился на Ярине. В календаре Древней Руси 22 мая считалось днем Ярилы. В этот же день он был превращен Кащеем в зайца. С этого дня начинался посев яровых. Позднее был замещен праздником Николы Весеннего, вешнего, травного и теплого. У белорусов назывался Ярыла, у украинцев — Ярило. В Суздальской летописи упоминался под именем Ярун. Под именем Яровита почитался у балтийских славян, которые в его честь возвели храм в районе Вологощи (ныне Вольгаст, Германия). Этот храм был упомянут в летописи 1 128 года. В русских народных празднествах 18 века, в Воронеже, Ярилу изображал юноша «в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленные и нарумяненным лицом».Ярила  кто такой

В «Жизнеописании Тихона Задонского» (1765 год) осуждались гулянья, называемые «ярилками» и носившие разнузданный характер, на которые молодые девицы приходили «поневеститься». В белорусских народных ритуалах, исполнявшихся в середине 19 века, Ярилу изображала девушка в белой рубахе и с венком из полевых цветков на голове, державшая в правой руке человеческую голову, а в левой — ржаные колосья. Ее сажали на белого коня, привязанного к столбу, и водили вокруг хороводы, пели песни. Согласно белорусским народным песням, куда Ярила наступал ногою, там поднималось «жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает»; «волочась по всему свету», Ярила «полю жито родил, людям детей плодил». Согласно народным преданьям, Ярила имел глаза «ясна сокола», брови «черна соболя», его кудри по плечам «скатным жемчугом рассыпалися».

Читать также  Явь

ярило весенний

В народных празднествах молодой Ярила противопоставлялся старому Яриле, имевшему большую плешь. Аналогичен богу скифов Линхе (от «лингма» — фаллос), древнеегипетскому Яху. Сюжет о рождении Ярилы Велесом и Дивой был распространен в украинских народных преданиях. Мотив превращения Велеса в ландыш близок мотиву древнегерманской легенды о цветке богини Остары и древнегреческого мифа о ландыше богини Геры. Предание о столкновении Ярилы и Кащея аналогично древнегреческой легенде о борьбе бога скифов Линхе, обращенном в рысь, и Триптолема, обладающего смертоносным взглядом. Мотив защиты Ярины от змеи Ламии аналогичен древнегреческому мифу о Персее и Ариадне, средневековой русской книжной легенде о битве святого Георгия со Змеем.



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"
data-ad-slot="2423584382"
data-ad-format="auto">

Вам также может понравиться...