Играя, ребенок воображает, как ночами в его корабликах бегают матросы, поднимают паруса или заводят моторы, как сражаются с врагами его оловянные солдатики. Он обращается с куклами как с живыми лицами, выстраивает отношения между ними на основе подобия тем отношениям, которые существуют в его семье. Наделяя игрушки человеческими свойствами и обращаясь с ними как с реально действующими персоналиями, он осваивает окружающий мир, осмысляя процессы и явления действительности по образу и подобию своему, по образу и подобию Действий человека. Его знания, пока еще очень ограниченные, примитивные, органично сливаются с домыслом и принимают форму представлений о деятельности каких-то лиц. Человечество в своей истории, прежде чем его абстрактно-логическое мышление в своем развитии смогло породить научное познание, должно было пройти стадию подобного мифологического объяснения мира — стадию, которую не миновала ни одна народность земного шара.
Своеобразие мифологического мировоззрения заключается в том, что все явления бытия объясняются в художественно-образной форме. В соответствии с каждым из них, в Соответствии со всеми стихиями природы творчество народа создавало образы действующих сливающихся с самой природой, — явления природы рассматривались как действия лиц. Вся природа оказалась одушевленной населенной духами.
Поскольку естественные стихии обладают необыкновенной, по сравнению с человеком мощью и ставят его в зависимость от себя, и сотворенные воображением народа образы персоналий, действующих в природе, наделялись свойственными ей сверхсилой и вечностью, т. е. наделялись свойствами богов. Даже несмотря на периодическую смерть некоторых из них они неизбежно возрождаются вновь и вновь.
Обладая бессмертием и сверхсилой, боги, в представлениях древних, живут человеческой жизнью, и ничто человеческое им не чуждо Они завидуют друг другу, враждуют м собою; любят они повеселиться, погулять, пить хмельного; они крадут друг у друга же прелюбодействуют, в том числе и с земны: женщинами.
Поскольку в самой природе нет явлений которые были бы только хороши или только плохи, как нет и людей абсолютно злых или абсолютно добрых, то и в представлениях наших древних предков о их богах доброе и злое, черное и белое далеко не всегда разнесено по своим полюсам: и Перун, и леший, и Стрибог, и русалка могли стать источником и добра и зла. Однозначное разъединение и противопоставление добра и зла, света и тьмы произойдёт в христианстве: добро и любовь окажутся на одном полюсе, зло и ненависть — на другом.
Современная Русь в большей мере знакома с мифологией древних греков, нежели с мифологией своих предков. История не оставила ее системного, насколько это возможно, изложения. Все известные описания древней славянской мифологии сделаны уже сквозь призму христианства, для которого уничтожение прежних представлений о мире было первейшей и наиважнейшей задачей. А для ее выполнения надо было все прежние верования представить нечестивыми, грязными, бесовскими — надо было очернить прошлое. Да к тому же — это описания, сделанные зачастую иностранцами, которые могли многого и не понять, а многое и сознательно исказить, изображая презираемых ими варваров.
Христианство утверждалось на Руси в довольно-таки жестокой борьбе с язычеством. Оно не распространялось миссионерскими способами и даже не вводилось, как это утверждают, а насаждалось огнем и мечом. Для борьбы с язычеством и язычниками организовывались крестовые походы. В начале и конце XI в. происходят восстания антихристианской направленности, например, в Ростово-Суздальском княжестве. Язычников отлавливали, по крайней мере, вплоть до XV века — полтысячи лет. По настоянию церкви были уничтожены все капища, все идолы прежних богов и посвященные языческим богам храмы. Именно православие породило на Руси традицию уничтожения памятников старины.
Интерес и мифологическому осознанию не исчезает даже при господства философского, научного мировоззрения. И не только в познавательном отношении, но и в силу того, что место для мифотворчества так или иначе всегда остается. И это не пропаганда языческих взглядов на мир, а выражение надежды на способность хотя бы какой-то части посетителей сайта понять, что насаждаемое вновь в нашей стране православие является, не менее чем язычество, иллюзорно-фантастическим вариантом отражения мира, только лишь более абстрактным, лишенным художественно-образной, поэтической формы, более удобным для поддержания господства власть имущих, не способных самостоятельно выдвинуть идеи, привлекательные для народа, но нуждающихся в том, чтобы обман общества подкрепить обманом духовным, и поэтому подменяющих просвещение религиозной пропагандой.
Учитывая отрицательное отношение христианства к языческим божествам, авторы, работая над данным словарем, пытались показать, хотя бы там, где это наиболее зримо, ту трансформацию, которую претерпели образы древнерусской мифологии под воздействием православной церковной идеологии. Особенностью данной работы, по сравнению с другими подобными изданиями, является также то, что она посвящена не славянской мифологии вообще, а мифологии именно древнерусского народа. Но и при этом следует учитывать, что истолкование одних и тех же образов или проведение одних и тех же обрядов могло варьироваться в различных регионах древней Руси.
Авторы текстов:
Доктор философских наук, профессор В. А. Иванов
Кандидат философских наук В. В. Иванов
Верить можно лишь в то, чего знаешь. Слепота не дает возможность видеть существующее, глухота — слышать происходящее, вера — и слепа, глуха по отношению к знанию. На для нее не более значима, чем для слепого свет керосиновой лампы: «Верю потому что абсурдно!» — провозгласил Тертуллиан, один из отцов христианской церкви.
С чем жить — каждый выбирает себе!