Снегурочка

снегурочка

СНЕГУРОЧКА — дочь или внучка Мороза. Представлялась в виде девушки-красавицы, белолицей и печальной. Снегурочка добрая. К ней ласкается все лесное зверье. Иногда она живет с людьми, детям приносит подарки. Но у нее холодное, неспособное любить, хотя она к этому и стремится, сердце. И если она полюбит, то неизбежно погибнет, т. к. сердце ее должно растаять, растопиться. Тает она и от лучей возбуждающего любовь Ярилы-солнца.

sk-snegurochka-06

Новогодние сценарии про Снегурочку можно найти на сайте «Все сценарии»

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».

В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

snegurochka

Откуда взялась Снегурочка

Снегурочка (Снежинка, Снегурка) каждый год рождается из самого чистого снега, поэтому и носит такое имя. Девушка Снегурочка относится к облачным существам, покрывающим весеннее небо после таяния льда и снега. Снегурочка является частой гостьей русских народных сказок.

Белокожая, белолицая Снегурочка с белыми ресницами, бровями и косой может соперничать по красоте, чистоте и свежести с самой снежной хозяйкой, Богиней Мареной. Дочь Лады, Мара-Марена очень любит девушку Снегурочку и пестует ее, как свою Родную дочь.

У Снегурочки нет Отца и Матери среди Богов. Ее каждый год создают из снега люди. Поэтому человек, лепящий Снегурочку из снега, пользуется особым покровительством Всесильной Марены, получает от нее дополнительный срок жизни и избавление от хворей и болезней.

Хотя у Снегурочки нет своих Отца и Матери, у нее есть свой Дедушка. Среди людей его знают, как Деда Мороза или Карачуна. А Бог Карачун, как известно, является одним из воплощений (инкарнации) Премудрого Бога Велеса.

В наше время Снегурочка относится к самым известным и самым загадочным новогодним персонажам. Вместе с Карачуном-Дедом Морозом она пользуется огромным и неизменным успехом, как у самых маленьких детей, так и у взрослых. Сегодня мы уже не можем себе представить Деда Мороза без своей верной спутницы Снегурочки.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

  1. образ дочери Мороза
  2. образ Костромы
  3. символ застывших вод

1. Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский).

Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Читать также  Трескунец, мороз Трескун

Это интересно
Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

снегурочка

2. Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы — это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Происхождение Снегурочки

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба.

Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома — это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых.

По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы — заложного.

Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей.

В одной из обрядовых песен поется так: “Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла”.

Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник — это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов.

Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома.

Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе.

Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса.

Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер.

Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.

Кострома — дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство.

Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали — решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.

Читать также  10 странных существ из славянского фольклора, о которых знают далеко не все

Образ Костромы связан с празднованием “Зеленых святок” — проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне — боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной.

Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка — воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Родина Снегурочки

В России родиной сказочной снежной девочки считается древняя Кострома.

Само название города говорит о родстве со Снегурочкой. По популярной версии, название города произошло от славянского обряда похорон и воскрешения сезонного духа растительности — Костромы, который явился прообразом сказочной героини — Снегурочки — ледяной девушки, растаявшей от любви.

В 1873 году драматург Александр Островский, пребывая в своем костромском имении Щелыково, на основе народных сказаний, написал «весеннюю сказку» о Снегурочке. А в 1968 году кинорежиссер Павел Кадочников по пьесе Островского снял в Костроме полный лиризма и душевного тепла фильм-сказку «Снегурочка». Специально для съемок сказки был выстроен деревянный город — избы и терема.

Так что, приезжая в Костромской край, обязательно нужно побывать в Щелыкове — имении Александра Островского. Побродить по тенистым лесным тропкам, отведать студеной воды из никогда не замерзающего ключика, в котором по преданию бьется сердце внучки Деда Мороза.

В самой Костроме гостей ожидает прогулка по Терему Снегурочки и Резиденции Снегурочки. Тут морозная волшебница встречает гостей вместе со своими помощниками.

Так что познакомиться со Снегурочкой не только зимой, но и жарким летом, прикоснуться к известной сказке можно только в древней Костроме.

Васнецов «Снегурочка»

Художник Виктор Михайлович Васнецов создает свою картину маслом в 1899 году явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова.

Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом — лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.

Перед героиней, едва заметная ловушка или капкан. Деревья окружены сиянием, в котором можно разглядеть глаза и широко раскрытые рты. Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз…

Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Нет, Снегурочка минует ловушку для зверя. Но скоро она попадет в совсем другую ловушку. Ярило-Солнце убьет дочь Мороза и Весны за то, что познала любовь не будучи человеком.

Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.

Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане — все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью. Сказка не терпит лжи.

«Снегурочка» советский мультфильм 1952 г.

Советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм 1952 года по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца. Мультфильм показывался в кинотеатрах. Один из первых советских фильмов, выпущенных на видео в начале 80-х годов.

Песня «Расскажи Снегурочка…»

Расскажи Снегурочка где была — новогодняя песня для детей из новогоднего выпуска первого советского мультсериала «Ну, погоди!»

Читать также  Световид

Текст:


Стихи про Снегурочку

Татьяна Гусарова

Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.

Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.

В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей.

Еще другие стихи — кликни чтобы раскрыть
Елизавета Тараховская Я Снегурочку слепила У подъезда, на площадке
Собрала я снег лопаткой.
Хоть не много снега было,
Я Снегурочку слепила.
В коридор поставила,
А она … растаяла!
*** Я Снегурочка из сказки,
Я живу в Стране чудес!
Привезу я на салазках
Для зверят подарки в лес!
 

Е.Благинина Снегурка

Я вылепил снегурку,
Поставил на виду
Снегурушку-девчурку —
Под яблоней в саду.

Стоит моя царевна
Под круглым деревцом —
Царевна-королевна,
Пригожая лицом.

В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари.

Она мой сад оставит,
Лишь солнце припечёт:
Расплещется, растает,
С ручьями утечёт.

Но кликну — отзовётся
Снегурушка моя
То эхом из колодца,
То голосом ручья.

То лебедью, плывущей
В заоблачном пруду,
То яблоней, цветущей
В моём родном саду.
 

Ольга Беляевская Снегурочка

Снегурочка! Ау! Ау!
В косматой шубе лес…
Ищу тебя, зову, зову,
Твой лёгкий след исчез.
Ты спряталась под ёлкою?
Зарылась ли в снегу?
Пробраться чащей колкою
Никак я не могу.
Снегурочка! Снегурочка!
Ау! Ау! Ау!
Тропинками знакомыми
Легко тебе бежать.
В сугробах буреломами
Как буду я шагать?
Исколот весь иголками,
В снегу увязну я.
Меж сумрачными ёлками
Мне не найти тебя.
И вдруг она явилася:
Под ёлкою стоит,
Еловой веткой колкою
К себе меня манит.
Осыпан весь снежинками
Серебряный убор,
Расшита шубка льдинками,
Искрится льдистый взор…
«Снегурочка! Снегурочка!» —
Я крикнуть ей хотел,
Искристый снег под ёлкою
Косматой прозвенел…
Снежные комья летят и мелькают.
Снежные комья лицо залепляют,
Снежные комья глаза мне слепят,
Снежные комья ее веселят.
Стихло. Качнулся встревоженный куст.
Слышен под ножкой проворною хруст.
Елена Григорьева Снегурочка

Ночью Дед Мороз колдует,
То завьюжит, то задует,
Реки сковывает льдом,
Покрывает серебром,
А потом идет к домам
И огромной кистью
Он рисует тут и там
Сказочные листья.

Увидала внучка,
Говорит Морозу:
— Дедушка, а можно я
Нарисую розу?

Засмеялся дедушка:
— Подрасти немножко!
Ты ведь не дотянешься
Даже до окошка!
На тебе лопатку,
На тебе ведерки,
Налепи куличиков
Да катайся с горки.

Заплакала Снегурочка,
Уронила слезы,
И в снегу сейчас же
Распустились розы!

Даже Дед развел руками:
— Ну и внучка у меня!
Надо сделать ей подарок
Ради праздничного дня!
И достал он из мешка
Новые снегурки:
— Надевай, скорей, коньки,
Да рисуй фигурки!

Так с тех пор и повелось,
И уж год который,
Дед рисует на окне
Снежные узоры,
А Снегурочка — на льду
Розы да восьмерки,
У нее по технике
Круглые пятерки!
 

Андрей Парошин Снегурочка

Гирлянды сосулек на крышах,
На горке полно детворы.
Снегурочка мчится на лыжах
С высокой-высокой горы.

Две лыжи по снегу несутся,
Блестят только кончики кос.
«Эй, внучка, удачного спуска!» —
Снегурке кричит Дед Мороз.
 

Елена Стеквашова Снегурочка

Внучка Дед Мороза,
Снежная принцесса
На веселый праздник
К нам спешит из леса.

А за нею следом
Зайчики и волки,
Им, наверно, тоже
Хочется на елку.

Собрались под елкой
Все лесные звери.
Новый год встречайте —
Открывайте двери.

Красивая Снегурочка — картинки, редкие открытки и фото