КОРОВЬЯ СМЕРТЬ — нечистая сила, воплощавшая в себе коровью чуму, персонифицирующая падеж крупного рогатого скота, коровий мор. Представлялась в виде старой, отвратительной женщины с руками-граблями, собаки или черной кошки (иногда считали, что это проделки ведьм)
Считалось, что Коровья Смерть пробегает по селам пятого февраля (по старому стилю). И уж если ей где-то удастся в него пробраться, то она вдоволь натешится — всех коров переморит, все племя изведет. Для ее изгнания проводился обряд опахивания, в котором видели единственное спасение от этой черной напасти.
Решение о проведении обряда принимали мужчины, но выполняли его женщины. Опытная в таких делах женщина обходила дома, оповещала женщин о предстоящем событии. Женщины в знак согласия обмывали руки и вытирали их о полотенце, которое носила с собою оповещалка. После этого всей мужской половине населения, независимо от возраста, не разрешалось выходить из избы. Скотные дворы запирались накрепко. Всех собак сажали на цепь.
Ровно в полночь оповещалка выходит на околицу деревни и с криками бьет в сковороду. На ее крики сбегаются женщины с серпами, кочергами, косами, ухватами, приносят хомут и запрягают оповещалку в соху. Затем, проводя борозду, трижды обходят вокруг села. Впереди с заклинаниями идет оповещалка, за нею следуют несколько женщин на метлах, в одних рубашках, с распущенными волосами. Далее — вся толпа, размахивая по воздуху кто чем был вооружен. Шли с заклинаниями:
Смерть ты, Коровья Смерть!
Выходи из нашего села,
Из закутья, из двора!
Мы тебя огнем сожжем,
Кочергой загребем,
Помелом заметем,
И попелом забьем!
Не ходи в наше село,
Чур наших коровушек,
Чур наших буренушек!
Проходя через перекрестки дорог, исполнительницы обряда били по земле с криком: «Гони! Гони! Бей! Долой с нашей земли!»
Считалось, что после этого Коровья Смерть пройти в село через данный перекресток уже не могла.
Встречавшихся при опахивании животных убивали. Считалось, что это Коровья Смерть спешит под влиянием обряда скрыться, приняв вид оборотня.
В некоторых местностях для борьбы с Коровьей Смертью добывали «живой» огонь — огонь, добытый трением, от которого разводили костры и прогоняли скот через этот огонь для его очищения. Иногда Коровьей Смерти приносились жертвы путем умерщвления кошек, собак или петуха.
По некоторым данным в обряде опахивания села против Коровьей Смерти принимали участие только вдовы.