Купальница

купальница

КУПАЛЬНИЦА согласно иным описаниям — это сестра Зари-Заряницы, богиня ночи, которая один раз в год соблазняет Семаргла Сварожича сойти с его поста на небе и отправиться с нею купаться в земных водах. После этой ночи день начинает убывать, т.к. в этот мир, пользуясь отсутствием Семаргла, смогло пробраться зло, и тьма начинает нарастать. Купальница же рожает от Семаргла Купало и Кострому.

Купальницами называли начало праздников (23 июня по старому стилю), посвященных Купале, связанные с этим обряды, траву, считавшуюся целебной, поляны, на которых собиралась эта трава.

Сбору трав и корений в этот праздник уделялось особое внимание: согласно поверью, травы в этот день обладают особой целебной силой. Девушки группами в сопровождении парней отправлялись за травами, мужики и бабы, сняв с себя рубахи, копали ночами чудодейственные коренья, в том числе и для заговоров и колдовства. В муравьиных кучах собирали муравьиное масло, считавшееся целебным против множества болезней.

купальница

Для ограждения себя и своего дома от нечисти в окна клали крапиву, в ворота — вырванную с корнем осинку, сжигали колючие, например шиповник, растения. С помощью растений девушки гадали по поводу замужества.

В этот день было принято утреннею порою париться в банях с травами, с кореньями, собранными при утренней росе. Пол в бане застилали свежими травами. Нередкопарились вениками из целебных трав или вениками, украшенными специально собранными цветами. Веники в этот день старались заготовить на всю зиму. Причем не только березовые: в некоторых местах вязали веники, походившие на букет из самых различных лиственных деревьев и кустарников.

 

После банного мытья за завтраком ели купальницкую обетную кашу, приготовление которой тоже обставлялось определенными обрядами. В некоторых местах его дело предоставлялось пожилым женщинам, в других, напротив, — молодым девушкам. Накануне из разных семейств крупу, с песнями толкли в ступе ячмень. Рано утром варили кашу. В зажиточных домах готовилась мирская каша для нищей бесприютной братии, которая предварительно тоже приглашалась в баню.

Читать также  Папоротник

Существовало предание об убогой вдовице Купальнице, не екавшей своего роду-племени, которую по наущению свыше взял к себе на содержание один из князей и по просьбе которой стал рва в год созывать к себе и кормить кашей вою нищую братию. Отсюда и пошел якобы Обряд купальницкой обетной каши.

С полудня до вечера шло купание в реках, озерах, прудах, сопровождаемое шутками, забавами, различными проказами. Дети и молодежь старались столкнуть друг друга в воду. Детей умывали в родниках. Между купаниями пели песни, устраивали игры, пиршества. Вечером купались в выпавшей на траву росе.