Змеи

ЗМЕИ — почитались как представляющие собою свиту Перуна. Символизировали своим выходом из зимней спячки весеннее прогревание земли и, напротив, впадением в спячку — ее осеннее охлаждение, что связано с началом и окончанием сельскохозяйственных работ.

Полагали, что осенью все змеи собираются в одно место и уходят под землю к своей матери. С этого момента корни растений перестают функционировать, и все корнеплоды с полей и огородов должны быть убраны. Под землей змеи находятся до первого весеннего грома, который служит им сигналом, повелевающим выбираться на землю, — повеление Перуна. Это же было и сигналом к началу посевной.

Считалось, что по своему происхождению змеи связаны с тучами и могут оказывать помощь в молитвах или заговорах о вызывании дождя. Существовало поверье, что если убитую змею повесить на березе, то пойдет дождь. Змеи символизировали также лечебные свойства растений, воды, подземные богатства, указывали людям залегание жил золотого песка, драгоценных камней, принимая при этом нередко вид женщины или девушки. С ритуальной целью змеи часто изображались на женских украшениях и на посуде. Змей использовали и при колдовстве на любовный приворот. В то же время представления о змеях связаны с затаенным злом, лукавым коварством, черной неблагодарностью, лестью-притворством, с готовностью укусить, ужалить, сделать гадость исподтишка:

«Отогрел змею за пазухой». «Выкормил змейку на свою шейку».

 

zmeya-na-uchastkeСчиталось, что от укусов змей человека может предохранить заговор.

«На море на Океане, на острове Буяне, стоит дуб, ни наг, ни одет. Под тем дубом стоит липовый куст, под тем кустом лежит златой камень, на том камне лежит руно черное, на том руне лежит змея Гарафена. Ты, змея Гарафена, возьми свое жало из раба (имя), отбери от него недуги. А коли ты не возьмешь свое жало, не отберешь недугов, то я выну два ножа булатные, отрежу я у змея Гарафена жало, положу в три сундука железные, запру на два замка немецкие; ключ небесный, замок земной. С этого часа, с полудни, с получаса, да будет бездыханна всякая козюлька, и ужаление ее в неужаление. А вы, змеи и змеицы, ужи и ужицы, медяницы и сарачицы, бегите прочь от (имя) по сей век, по сей час. Слово мое крепко».

Читать также  Зимерзла