Творчество Алексея Николаевича Фанталова разнообразно: его кисти принадлежат пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые полотна. Но визитной карточкой художника являются картины на мифологические сюжеты. Это своего рода творческое Credo художника. В своих работах Алексей Фанталов выражает архетипические начала древних индоевропейских и, конечно же, славянской мифологий и древнерусского эпоса. Богатейшее символическое наследие наших предков служит неиссякающим источником вдохновения для художников, литераторов и музыкантов. В живописи над эпосом работали Альфред Муха, Дмитрий Билибин, Николай Рерих, Константин Васильев, и другие выдающиеся художники. Тем не менее, еще многие фольклорные образы остались не раскрыты и ждут своего «Данилу-мастера». Работая над ними, вполне возможно разрабатывать новый символический язык, создавать целостные художественные миры. Такие неожиданные миры открываются на полотнах Алексея Фанталова. Его творческий метод отличают две особенности. Во-первых — научный подход к созданию картин, к поиску сюжетов. Это, несомненно, связано со спецификой неповторимой индивидуальности автора, совмещающего в себе художника и ученого-культуролога: им защищена кандидатская диссертация, посвященная структуре древних индоевропейских мифологий «Культура варварской Европы: типология мифологических образов». Вторая особенность — манера письма, отличающаяся некоей «ковровостью», как бы приглашающей нас в мир сновидений. Именно поэтому творчество художника при всей «научности» возможно охарактеризовать как «магический реализм». Авторский почерк Алексея Фанталова отличается и проникновенным, тонким лиризмом, удачно отвечающим особенностям выражения славянского мировосприятия. Для древнего славянина храмом бытия стала природа, и его древние божества, по сути, представляли собой воплощения природных стихий — леса, поля, реки, неба, ветра, светил. Посвященные славянской мифологии и древнерусскому эпосу картины служат как бы платоновским «анамнесисом» — «припоминанием» народных архетипов русского сознания. Эти образы на картинах Фанталова предстают перед зрителями в поэтической красоте. Тем самым, образный мир картин отражает мысль о том, что творчество художника является индикатором того, что богатейшее мифологическое наследие наших предков не является застывшим массивом в фольклористике и археологии, но пребывает в вечно живой и цветущей полноте бытия.
Славянским богом стихийной силы земли, мудрости, богатства, охоты и мертвого мира был Велес. Его интересный образ имел многочисленные индоевропейские аналогии : Дионис (греческая мифология); Рудра (индийская мифология); Цернунн (кельтская мифология) и особенно Велс (балтская мифология).
Картина демонстрирует знаменитый индоевропейский миф. Велес похитил небесных коров и скрыл их в пещере. Перун же освободил их а самого Велеса поразил молнией. В балтской мифологии этой паре соответствуют Велс и Перкунас, индийская мифология знает Валу и Индру и даже в мифологии древних греков присутствует подобный сюжет (Hermes and Apollo).
Велес и Баба Яга подстерегают Даждьбога. Мотив напоминает историю смерти Бальдра (скандинавская мифология). При этом надо отметить, что пары: Велес — Даждьбог и Один — Бальдр соответствуют друг другу (хотя в «Эдде» Бальдра губит Локи, ряд исследователей считает, что первоначально это был Один. Вообще, данная коллизия очень сложна).
Даждьбог спускается в подземное царство и побеждает Вия — судью мертвых. Светлый бог показан здесь на колеснице, запряженной грифонами (подобно Аполлону греческой мифологии). Веки Вия поднимали вилами его слуги аналогичная ситуация наблюдалась и в кельтской мифологии (Балор ирландцев и Исбаддаден валлийцев).
Картина показывает разверзшуюся земную твердь и появление хтонических чудовищ, готовых принять участие в финальной битве с силами света. Мы видим исполина Святогора (правильнее, быть может звучало — «Вострогор», «Вострогот»); Черного змея; Вия; змееногих гигантов — горынь, усынь, дубынь…
Победив чудищ, светлые боги — Сварог, Даждьбог, Перун, Лада и другие укрылись в ладье. которую и привел к очищенной земле прародитель Род в образе исполинской щуки (как Вишну привел корабль Ману — индийская мифология).
Лада (наряду с Макошью) была славянским воплощением архетипа Великой Богини. Она покровительствовала семье и браку, ее праздник приходился на весну, когда парни с девушками зажигали костры и водили хороводы.
Важным элементом концепции Бога Грома является змееборчество. Индра побеждает Вритру (индийская мифология), Тор сражается с Ермунгандом (скандинавская мифология), Зевс одолевает Тифона (греческая мифология), Бог Грозы противостоит Иллуянке (хеттская мифология). Славянский фольклор также содержит подобные сюжеты, хотя змеевидного противника Перуна часто ошибочно смешивают с Велесом (это другой элемент упомянутой концепции). Псы и хищные птицы часто упоминаются в балтских и славянских песнях как свита громовержца.
Картина в легендарном свете показывает расселение славян На ближнем плане — Микула Селянинович, мифологический герой-земледелец. Вдали — древний великан Святогор, уступающий мир людям.
Здесь изображен славянский вариант мифа о воскрешении Героя, который был убит драконом. Рядом мы видим Велеса, который как Бог Земных Сил родствен образу Героя. Орел является символом Бога Грома.
Картина представляет фантазию о Даждьбоге и его жене, великанше Златыгорке. Похожий сюжет имеется в скандинавской мифологии (бог Ньерд и великанша Скади).
Картина изображает славянский миф о зачатии чудесного героя-волка (сына змея).
Эта картина показывает славянских хтонических персонажей: Велеса, Усыню (мужик, сам с перст — усы на семь верст), Горыню (всадник, оплетенный змеями) и Бабу Ягу, подобную здесь валькирии скандинавской мифологии. Велес есть славянский Бог Земных Сил, остальные персонажи — герои славянских сказок.
Буян есть легендарный остров русского фольклора. На этой акварели мы видим структуру мира в славянской мифологии. Олени воплощают порождающее начало (верхний уровень мироздания). Орел есть олицетворение грома (средний уровень). Змеи представляют подземны мир. Все три уровня бытия связяны облачным мировым древом, расположенном корнями вверх.
Скифский (а возможно и славянский (если это — не одно и то же, — прим. авт.) миф гласит о том, что с неба выпали три чудесных предмета: плуг, секира и чаша. Трое братьев — сыновей царя пытались завладеть ими, но достались они лишь младшему, который и унаследовал отцовский престол. Вероятно, подателем этих реликвий являлся Сварог — славянский бог неба.
Миф о свержении Велеса с неба Перуном.
Картина показывает битву между славянскими хтоническими персонажами.