Вода

вода

ВОДА — пограничная стихия мироздания, стихия, соединяющая этот мир, мир Яви, с тем миром, с Навью. Она путь в загробное царство, царство Вия. Этим путем отправляли на тот свет, т.е. сплавляли по воде, куклы Ярилы, Купалы, Костромы. Идолов Перуна, свергнутых со своих пьедесталов в Киеве и в Новгороде, тоже сплавили по воде в сопровождении дружинников — отправили на тот свет.

вода
Вода — пограничная стихия мироздания, стихия, соединяющая этот мир, мир Яви, с тем миром, с Навью

Некоторые реки обожествлялись, считались священными. Существовало поклонение родникам, источникам. Воде приносились жертвы. По течению речек, например, пускали обрядовое печенье, печеных жаворонков. Многие обряды вершились у родников, источников, колодцев, рек. Считалось, что бьющие из-под земли родники появляются от удара молнии Перуна. Ранней весной по полой воде сплавляли костер, разложив его на бороне. Почиталась вода первого весеннего дождя. Ее полагалось собрать и умыть ею три раза лицо.

Водопоклонение сохранялось длительное время и после введения христианства. Народ долгое время избегал церковного венчания, заменяя его обрядом водоплескания. Потеряв свою религиозную силу, этот обряд сохранялся еще длительное время в виде обычая обливать друг друга водою в весенние праздники.

Поскольку вода связана с потусторонним миром, она является средой обитания нежити, нечистой силы — водяных, русалок, чертей. Вероятно, как следствие этих представлений в христианстве возникло и закрепилось освящение воды.

Обитание в воде представителей того мира делало данную стихию удобной для вступления в контакт с духами. С этим связаны заговоры на воду, гадания на воде, способные якобы предсказать будущее («как в воду смотрел»). Вещи больного в сопровождении заговора сплавляли по реке и приносили ей жертвы, чтобы она унесла болезнь. Больного, чтобы избавить от хвори, обмывали или спрыскивали водой.

Читать также  Вещица

«Для излечения порчи у детей нужно на вечерней или утренней заре сходить на реку к тому месту, где две реки встречаются, или же на три реки; в случае крайности —на три озера или на три ключа. Идти на реку молча, не кланяясь, не отвечая на приветствия и не оглядываясь. Придя к реке, почерпнуть, трижды выливая, воды и тем же порядком вернуться домой. Дома вода со всех трех источников собирается в одно место и затем ею умывают трижды ребенка».

В то же время считалось, что из каждой капли воды, в силу ее связи с потусторонним миром, может родиться черт.

Вероятно, пограничный характер водной стихии, связывающей живой мир с миром мертвых, нашел выражение в сказочных мотивах о живой и мертвой воде.

За дальной цепью диких гор,

Жилища ветров, бурь гремучих,

Куда и ведьмы смелый взор

Проникнуть в поздний час боится,

Долина чудная таится,

И в той долине два ключа:

Один течет волной живою,

По камням весело журча,

Тот льется мертвою водою;

С двумя кувшинами пустыми

Предстал отшельник перед ними;

Склонившись, погружает он

Сосуды в девственные волны;

Наполнил, в воздухе пропал

И очутился в два мгновенья

В долине, где Руслан лежал

В крови, безгласный, без движенья;

И стал над рыцарем старик,

И вспрыснул мертвою водою,

И раны посияли вмиг,

И труп чудесной красотою

Прошел; тогда водой живою

Героя старец окропил,

И бодрый, полный новых сил,

Трепеща жизнью молодою,

Встает Руслан…

А. С. Пушкин

Мертвая вода сращивает члены разрубленного тела, восстанавливает его целостность, заживляет нанесенные раны, но еще не воскрешает, не возвращает к жизни — это производит окропление живой водою. В этой последовательности просматривается и мотив оживания природы после сезонной зимней смерти. «В народном эпосе убитых героев сначала окропляют мертвою, а потом живою водою, так как и в самой природе первые дожди, сгоняя льды и снега, как бы стягивают рассеченные члены земли, а следующие уже дают ей зелень и цветы».

Читать также  Волхвы