СВЕТОВИД — один из верховных богов. Олицетворяющих космическое мужское родовое начало, мужское семя, живой свет. Бог, дающий свет, тепло и жизнь, оживляющий и оплодотворяющий природу. Световид всегда юн, Молод. Каждое утро он на солнечных конях, охраняемых Полканом (Полуконем), приезжает в свой небесный дом, врата в который ему отворяет также всегда юная Мерцана — богиня зари.
Огромной величины истукан Световида был сделан из дерева (имеются и описания позолоченного истукана из меди). Он имел четыре лица, обращенные, соответственно, на все четыре стороны света. Лица были безбородыми, а волосы на голове — завитыми. Истукан изображал молодого человека в короткой одежде. В правой руке он держал выкованный из металла символизирующий изобилие рог.
Световид вооружен: в левой руке у него лук, на бедре в серебряных ножнах висит огромный меч, а в стороне висят, также непомерной величины, седло и уздечка его коня. Световиду посвящался белый конь, на которого никто не смел садиться, кроме главного жреца храма. Идол Световида устанавливался в храме и ограждался пурпурными занавесями. Световид связан с красным цветом — красной была и крыша храма.
Четыре лица Световида символизировали его Власть над всеми сторонами света и всеми временами года; рог в руке casino знаменовал изобилие, Порождаемое теплом и светом; лук и стрелы означали лучи солнца, а меч — защиту и покровительство. Белый конь, посвященный Световиду, символизировал его солнечных коней. Считалось также, что на этом коне Световид с войнами выезжает на битвы с врагами. По утрам смотрели, насколько конь выглядит уставшим, и на основании этого делался вывод о победах Световида над супостатами.
Празднества и выполнение обрядов, посвященных Световиду, были приурочены к окончанию жатвы. По количеству оставшегося в роге вина судили о том, насколько урожайным будет следующий год. Рог наполняли вновь, ставили в руку Световиду, и все вместе молили о будущем урожае. Жертвовалось Световиду большое количество скота, подносился ему такой большой пирог, что должен был скрывать жреца. Световид почитался и как оракул, и жрец, сокрывшись за его истуканом, вещал от его имени в ответ на мольбы народа. Световиду жертвовалась третья часть всей военной добычи. На богатства Световида содержалось триста воинов. Их добыча полностью жертвовалась Световиду.
Иногда Световиду приносились и человеческие жертвы: вместе с конем сжигали захваченного в плен военного противника, считая, что такая жертва воодушевит народ на борьбу с врагами.
По окончании обрядовых действий начинался всеобщий пир: все должны были есть, пить и веселиться. При этом пить мало означало прогневить бога.
Дважды в году Световиду посвящались игры, увеселения, получившие соответственно название святки.
Храмы Световида, несмотря на уже введенное христианство, просуществовали вплоть до середины двенадцатого века, вероятно, в силу того, что были расположены далеко от центра.