Вий

вий

ВИЙ (НИЙ) — божество преисподней, ада. Главный служитель Чернобога. Неумолимый и безжалостный Вий считался судией мертвых, адским огненным судией, престол которого находится внутри земли. В руках его — пламенный бич, его глаза закрыты веками, опущенными до земли, но он все равно и видит, и знает. Если же ему поднимают веки, а поднимают их его прислужники вилами, то он видит и все то, что от других полностью сокрыто. Человек от взгляда Вия умирает.

vij13

 

«— Приведите Вия! Ступайте за Вием! — раздались слова мертвеца. И вдруг наступила тишина в церкви: послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки. «Не гляди!» — шепг нул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел из него дух от страха».

Н. В. Гоголь

В образе Вия выражается надежда на то, что в потустороннем мире неотвратимо воздастся, отомстится всем тем, кто жил на земле нечестно, несправедливо, не по совести и безнаказанно попирал других. От Вия ничто нельзя скрыть, нельзя также и вымолить у него прощение. Кроме того, считалось, что сей судия мертвых насылает на людей, особенно в качестве предупреждения, ужасные ночные привидения и кошмары.

Вий — воевода над нечистью, сотворенной Чернобогом. Вся она находится в его распоряжении. Сам он всегда находится под землей, т. к. боится солнечного света.

вий

Вий — персонаж украинской демонологии, грозный старик с бровями и веками до самой земли. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом.

Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кащею Бессмертному поднимают веки семью вилами.

«И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное».

(Н. В. Гоголь «Вий»)

Вий (Вый, Ний, Ния, Ниян) — сын Чернобога и козы Седуни. Владыка пекельного царства, царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави (в христианстве «грешников»). Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.

Читать также  Водяной

vij

В восточнославянской мифологии Вий — дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли.

Вий не может ничего видеть сам по себе, выступает также в роли провидца нечисти (что прослеживается в произведении Н.В. Гоголя); но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел горда и деревни. Вий также считался насылателем ночным кошмаров, видений и привидений.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе и порче — о том, что от плохого взгляда всё гибнет и портится. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы.

Существуют два предположения о происхождении имени Вия: первое — украинское слово «вії» (произносится — «вийи»), что в переводе с современного украинского языка означает «веки»; и второе — со словом «виться», так как образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.

vij-01

Согласно «Книге Коляды»: «Воеводою в войске Чернобога служит Вий, брат бога неба Дыя. В мирное время Вий — тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, коим потчует грешников. У него тяжкие веки, их держат вилами приспешники Вия. Если Вий откроет очи и взглянёт на человека — тот умирает. Вий не выносит солнечного света, потому всегда предпочитает пребывать под землёй».

По славянским поверьям Навь (ее также иногда называют Темной Навью в противовес Светлой Нави — Слави) разделена на три царства. Владыкой Верхнего до поры до времени был Горын . После гибели Горына этот слой Нави долго пустовал, пока не был занят Велесом . Нижним Царством испокон веков владел Кощей. А вот среднее Царство Чернобог отдал Вию. Хотя, на самом деле, существуют и другие версии административно-территориального деления Нави. В соответствии с одними Вий владел как раз Верхним Царством, по другим — Нижним Царством. Однако к сущности трактовки образа Вия эта информация не имеет никакого отношения.

Читать также  Воструха

Вий представлялся нашим предкам как могучее практически непобедимое чудовище (реже — страшный сутулый старик). Он был силен и неповоротлив, управлял темными воплощениями всех стихий. При этом Вию служила всевозможная нечисть, без которой этот страшный бог, как минимум, не мог бы смотреть на мир. Дело в том, что у Вия имелся некоторый врожденный дефект — его веки были слишком тяжелы для того, чтобы он мог держать их открытыми без посторонней помощи. Очевидно, всему виной проклятье Сварога, посланное на голову побежденного Чернобога во время Изначальной Битвы. Так или иначе, но Вий не мог самостоятельно держать свои веки, поэтому его слуги постоянно поддерживали их черными калеными вилами (этот эпизод хорошо известен всем нам благодаря бессмертному произведению Николая Гоголя).

Любой, на кого взглянет Вий, тут же умирал (если был смертным) или обращался в камень (если являлся существом более высокого порядка). Не многие боги имели мужество сойтись с Вием в честном поединке. Тем не менее, это чудовище не одержало над Ирийскими богами ни одной победы, не смотря на всю свою ужасающую мощь. Зато людскому роду Вий попортил немало крови. Будучи сильным магом, он постоянно насылал на людей эпидемии и стихийные бедствия.

viy

Вместе с тем, стоит отметить, что в облике Вия угадываются и положительные черты. Например, Вий с особым энтузиазмом изводит людей злобных или духовно слабых. А вот человека крепкого как телом, так и волей Вий вполне может отпустить. Таким образом, этому богу присуща некоторая доля справедливости, хоть и весьма своеобразной.

Сложно сказать, что именно наши предки скрыли в облике Вия. Очевидно — это одно из воплощений темной составляющей природы человека, глубинного животного зла, которое стремится разрушать все на своем пути и движется вперед, не разбирая дороги. Однако если воля человека сильна, а дух его крепок, то он вполне способен изменить вектор направления этой губительной энергии, возможно даже использовать ее во благо себе и другим.

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе «страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови». «Длинные брови до носа» в Сербии,
Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. это существо считалось воплощением ночного кошмара.
Приехавший к слепому(темному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение «пожать руку» подает слепому великану кусок раскаленного докрасна железа, за что получает похвалу:" Крепка твоя рука, хороший ты богатырек" .
Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза .
В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы-яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды — в одних случаях — горшок (печь-горшок), в других случаях — череп. Когда она вернулась домой, череп-горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи.

Читать также  Ворогуша

viy-by-orlova-preview
Таковы, далеко не все источники о древнейшем навьем божестве Вий, который имеет аналоги у древних ирландцев — Ыссбаддадена и Балора.
Он же в дальнейшем, вероятно, сливается с образом Кощея(сын Матери Земли, изначально земледельческий бог, затем — царь мертвых, бог смерти). Близок по функциям и мифологеме к греческому Триптолему. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей. В православии заменен злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля.

Касьян на что ни взглянет — все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево — дерево сохнет.

Касьян на народ — народу тяжело; Касьян на траву — трава сохнет; Касьян на скот — скот дохнет.

Касьян все косой косит…

Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами.
Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ-МАР. Кощ — «случай, жребий» (ср. Макошь). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Есть православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как, например, на барельефе церки Вознесения на Б.Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несет концами вниз — урожая нет, вверх — будет урожай. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.
Кощей в более позднюю эпоху выделился в самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими персонажами типа зайца, утки и рыбы. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир — кощное царство. Интересно и имя героини, похищаемой Кощеем — Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей — еще большая смерть — стагнация, смерть без возрождения.
Почитание ежегодное Вия-Касьяна приходилось на 14-15 января, а также 29 февраля -Касьян День.