ЧУР — древнейшее божество, берегиня, охранявшее всяческие границы (черты). Чур — предок, пращур, дед-родоначальник, оберегающий границы земельных владений, полей, пашен (врытые чурки — межевые столбы) или очаг и жилище какого-либо конкретного рода. «Чур мое; Чур наше; Чур пополам».
Погребальный обряд древних, как известно, предусматривал сожжение упокоившегося предка. При этом его пепел собирали в сосуды, которые устанавливались на столбах на распутьях дорог, путей, т. е. там, где сходились границы владений, межи, — духи предков становились охранителями территории рода. С Этим обычаем связаны, вероятно, и суеверные представления о перекрестках как местах обитания духов, различной нечисти.
Прадед над елкой корячится,
Дед зеленя сторожит,
Выглянет, спрячется,
Хвоя дрожит.
С. М. Городецкий
Считалось, что Чур имеет власть над чертями. Он охраняет от нечисти, не позволяя ей переступить черту окружности, начерченной вокруг себя. «Чур меня, Чур!» — это выражение служило способом призвать своего покровителя в случае угрозы со стороны злых духов. Гадая во время святок, выходили, например, на распутье дорог, очерчивали три круга, приговаривая каждый раз: «За три черты черт не ходи». Обезопасив себя с помощью Чура, слушали, что почудится. Чураться, или произносить «чур меня», означало ограждаться от предстоящей опасности. Чур же устанавливает, очерчивает необходимую или достаточную меру чего угодно, как и его воспрещение: «Через Чур».
Чуру не строили каких-либо особых храмов — он мог быть всюду и во всем. К нему просто обращались с постоянной просьбой об охране границ, владений, дома и самого человека.