Берегини

bereginyaБерегини — множественные неперсонифицированные божества — духи, хранители мест обитания и человека. Берегини присутствовали всюду, где бы человек ни находился. К числу наиболее древних берегинь относятся прародитель рода Дед и прародительница Баба, Баба Яга, которые хранили род, его жизненный уклад и традиции, следили за соблюдением обычаев и моральных норм, охраняли дом и околодомашнее жизненное пространство. И дома и в лесу, и в овине и на воде — Множество домовых духов  — домовой, банник, кутный, шишиги, кикиморы, баюнок, прокуды, спехи — помогали человеку в его делах и дома и во дворе, и в поле и в лесу, оберегали детей, посевы, скотину и т.д., а могли и проказничать человеку, если он делал то, что им не нравилось.

 

К сонму берегинь относились русалки, многочисленные Лешие и сменявшие их в студеную полу зимние Духи, например Морозко, выражавшие собою опасные для человека силы природы, а также такие плоды человеческой фантазии, как крылатая собака Семаргл, Жар-птица, Сивка-бурка, Конёк-горбунок, Царевна-лебедь. В образах многочисленных берегинь явно видно как одушевление человеком всех явлений окружающей природы, так и его стремление получить одобрение и помощь с ее стороны.
Первоначальное имя Великой Богини теряется в глубинах тысячелетий. Есть много свидетельств того, что в древности Великая Богиня называлась Берегиней, а слово «берегиня» означало «земля». Таким образом, Богиня Земли, которая в вышивках часто заменяется изображением Березы, называлась Берегиней, т. е. Землей. У восточных славян ее еще называли Житной Бабой, Рожаницей, Землей, Ладой, Славой.
На широко известной киевской фибуле (металлической застежке для одежды) изображена Великая Богиня в широкой юбке, с руками, переходящими в головы коней. Перед нами и богиня, и представители солнечного светила (кони и солнечные диски — его символы). Рядом с женской фигуркой изображен мужчина, руки которого также переходят в женские головы. Возле его ног располагались два коня. Мужская фигура олицетворяла солнечное божество, оплодотворяющее землю.
Со временем славянские народы стали считать, что берегинь множество. В берегинь превращались невесты, умершие до свадьбы. Каждого парня берегини считали своим утраченным женихом и часто сводили их с ума своей красотой.
Берегини считаются добрыми духами. Они помогают людям добраться до берега целыми и невредимыми, защищают их от проказ Водяного, чертей и кикимор.
Берегини появляются на Русальной неделе, сидят на берегу и расчесывают свои зеленые косы, плетут венки, кувыркаются во ржи, устраивают хороводы и заманивают к себе молодых парней. По окончании Русальной недели берегини покидают землю. В день Ивана Купалы им устраивали проводы.

Читать также  Гуменник

121387111_y_83e45f54
С точки зрения хронологии, поклонение берегиням, а также упырям и вампирам, относится к наиболее древнему периоду, когда природа в сознании человека дифференцировалась не по таким понятиям, как рощи, источники, солнце, луна, огонь и молния, а только по принципу отношения к человеку: злые вампиры, которых нужно отгонять и задабривать жертвами, и добрые берегини, которым нужно «класть требы», и не только в качестве благодарности, но и для того, чтобы они активно проявили свою доброжелательность к человеку.