РУСАЛКИ — берегини (от слова «русый», что означало светлый, чистый), сказочные жительницы воды, обладающие вечной юностью и красотой и олицетворявшие стихийную, естественную силу воды. Если в языческом образе русалки доминировало светлое, чистое, то в православии русальная неделя называется «грязной» неделей, а самим им приписываются только отрицательные черты.
«В языческом мире русалка имела значение речной богини, владетельницы сокровищ и чаровницы; при переходе же Руси из язычества к христианству она представляется тоскующей и злобствующей на человека».
«Согласно поверью, русалки живут в кристальных дворцах, построенных на дне рек; старшая над ними называется царицей и назначается водяным начальником русалок из их же среды. …Без позволения царицы русалки не могут не только погубить, но даже испугать Человека».
Русалки — полуженщины-полурыбы. Изображались с красивым женским лицом и женским бюстом. Далее — рыбье туловище и рыбий хвост. По иным описаниям, напротив, Ничего рыбьего в их облике нет — это просто молодые, красивые, обнаженные или облаченные в белое, нередко с венком на голове девушки. Иногда они появляются в том виде, в каком их похоронили. У них русые, а иногда зеленые волосы, которые они любят расчесывать, сидя на берегу или раскачиваясь на ветвях деревьев в лунные летние ночи. При этом русалки прекрасно поют. Спят же они днем.
Веселой толпою
С глубокого дна
Мы ночью всплываем,
Нас греет луна.
Любо нам порой ночною
Дно речное покидать,
Любо вольной головою
Высь речную разрезать,
Подавать друг дружке голос,
Воздух звонкий раздражать
И зеленый, влажный волос
В нем сушить и отряхать.
А С. Пушкин
Изображались русалки и в виде крылатых дев — птиц, в виде Сирен. Современный девочки, намотревшись фильмов, задумываются о том, как стать русалкой
Русалки считались берегинями (оберегавшими, охранявшими) путешествующих по воде, молящих на воде бедствия, помогавшими им добраться до берега. Будучи связанными с водою, русалки считались и божествами орошения, содействовавшими повышению урожайности полей, орошающими их утренними туманами, росами и дождями.
В качестве оберегов нередко использовались различные мотивы, связанные с русалками и их изображением при вязании или вышивании, при резьбе по дереву. Их часто изображали на карнизах, наличниках, на воротах и на прялках.
Русалкам специально посвящалась так называемая русальная неделя — неделя, предшествующая дню Ивана Купалы (по некоторым источникам, это семицкая неделя). На всю эту неделю русалки из того мира перебирались на землю. Их в это время можно было видеть и на деревьях, и на перекрестках дорог, и на кладбищах. Пробирались они в дома, где раньше жили. Больше всего их якобы в это время находилось в цветущей ржи, которую они оберегали, способствовали ее цветению и плодородию: русалки бегали по ржи и, приговаривая «бух, бух, соломенный дух», хлопали в ладоши.
Это была праздничная неделя. Никакие полевые или огородные работы не велись — русалок следовало опасаться и надлежало выполнить целый сериал ритуальных действий, связанных с их пребыванием на земле.
Женщины на ритуальных игрищах исполняли танец плодородия, изображая из себя русалок, размахивали распущенными рукавами. На кустах и деревьях развешивалась пряжа для русалок. Девушки плели венки, с песнями гурьбой шли к реке и бросали венни в воду — совершался обряд проводов русалки. Река считалась дорогой, по которой русалки возвращаются в последний день недели в иной мир.
В некоторых местах при проводах или изгнании русалок девушки выбирали «русалку» изсвоей среды. Избранную наряжали, украшали, обвесив множеством венков, выводили за село к реке или к кладбищу, срывали с нее венки, разбрасывали их и разбегались так, чтобы «русалка» не смогла догнать.
По мере утверждения христианства русалкам все в большей мере стал придаваться вид водяной нежити, красивой и привлекательной лишь внешне нечисти (утопленницы, некрещеные девочки, потому и неупокоившиеся, девушки, особенно обручившиеся, но не успевшие выйти замуж), стремящейся причинить вред человеку: резвясь и играя, русалки стараются заманить человека к себе, защекотать его до смерти или затащить в Омут и утопить. Они жаждут любви, не успев получить ее при жизни.
«Русалка, защекотав мужчину, уносит его в свое жилище, где он оживает и делается ее мужем; окруженный невообразимой роскошью, он начинает там новую жизнь, непонятную для людей, живущих на земле. Пользуясь всевозможным довольством, этот человек ограничен только желанием хоть на мгновение оставить водяное царство».
Свадьбы русалок с утащенными ими мужчинами происходят в воробьиную ночь.
Особенно опасны для мужского пола мавки — озорные, шаловливые, некрещеные девочки-утопленницы. Они заманивают к себе мужчин и юношей, для чего предстают перед ними нагими и с распущенными волосами, прельщают мужчин своею доступностью и ласковостью. Но их жажда ласки столь велика, что ее надо очень опасаться, — заласкают до смерти.
В то же время имело место и изображение русалок-матерей с ребенком на руках. Существовали поверья о том, что русалки награждают тех, кто позаботится о их младенцах, и о том, что сами они иногда опекают детей, рожденных женщинами в полях, кормят их своей грудью.
Самой зловредной и опасной среди всех русалок является Лобаста — русалка, живущая в камышах. Наиболее опасными для человека русалки считались именно в русальную неделю. Девушкам в это время в одиночку в лес ходить не полагалось.
Образ русалки находит довольно широкое применение в качестве сказочно-литературного персонажа.
«Он видел, как из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета. Она оборотилась к нему — и вот ее лицо, с глазами светлыми, сверкающими, острыми, с пеньем вторгавшимися в душу, уже приближалось к нему, уже было на поверхности и, задрожав сверкающим смехом, удалялось, — и вот она опрокинулась на спину, и облачные перси ее, матовые, как фарфор, не покрытый глазурью, просвечивали пред солнцем по краям своей белой, эластически-нежной окружности. Вода в виде маленьких пузырьков, как бисер, обсыпала их. Она вся дрожит и смеется в воде…»
Я. В. Гоголь