В белорусской, русской и украинской мифологии, бог земледельцев. Сын бога Велеса и Дивы, жены бога Перуна. Велес обратился в цветок ландыша, который Дива во время прогулки сорвала. Вдохнув аромат цветка, Дива зачала от Велеса Ярилу. Возмужав, Ярила пахал землю и сеял яровые. Его противником неожиданно оказался сторож подземного царства Кащей, сын Вия и внук Чернобога. От взгляда Кащея засыхали деревья и трава, валилась скотина и умолкали птицы в лесах. Однажды Кащей неожиданно напал на Ярилу и обратил его в зайца. Спасаясь от преследования, Ярила убежал в царство Нави (смерти). Велес пришел на помощь сыну: вызволил Ярилу из царства Нави и вернул ему прежний облик, а Кащея заточил под землей.
По просьбе Вышеня Ярила спас от смерти Ярину, отданную жителями Царьграда на съедение змее Ламии, которую послал бог Сива. Ярила убил Ламию и женился на Ярине. В календаре Древней Руси 22 мая считалось днем Ярилы. В этот же день он был превращен Кащеем в зайца. С этого дня начинался посев яровых. Позднее был замещен праздником Николы Весеннего, вешнего, травного и теплого. У белорусов назывался Ярыла, у украинцев — Ярило. В Суздальской летописи упоминался под именем Ярун. Под именем Яровита почитался у балтийских славян, которые в его честь возвели храм в районе Вологощи (ныне Вольгаст, Германия). Этот храм был упомянут в летописи 1 128 года. В русских народных празднествах 18 века, в Воронеже, Ярилу изображал юноша «в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленные и нарумяненным лицом».
В «Жизнеописании Тихона Задонского» (1765 год) осуждались гулянья, называемые «ярилками» и носившие разнузданный характер, на которые молодые девицы приходили «поневеститься». В белорусских народных ритуалах, исполнявшихся в середине 19 века, Ярилу изображала девушка в белой рубахе и с венком из полевых цветков на голове, державшая в правой руке человеческую голову, а в левой — ржаные колосья. Ее сажали на белого коня, привязанного к столбу, и водили вокруг хороводы, пели песни. Согласно белорусским народным песням, куда Ярила наступал ногою, там поднималось «жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает»; «волочась по всему свету», Ярила «полю жито родил, людям детей плодил». Согласно народным преданьям, Ярила имел глаза «ясна сокола», брови «черна соболя», его кудри по плечам «скатным жемчугом рассыпалися».
В народных празднествах молодой Ярила противопоставлялся старому Яриле, имевшему большую плешь. Аналогичен богу скифов Линхе (от «лингма» — фаллос), древнеегипетскому Яху. Сюжет о рождении Ярилы Велесом и Дивой был распространен в украинских народных преданиях. Мотив превращения Велеса в ландыш близок мотиву древнегерманской легенды о цветке богини Остары и древнегреческого мифа о ландыше богини Геры. Предание о столкновении Ярилы и Кащея аналогично древнегреческой легенде о борьбе бога скифов Линхе, обращенном в рысь, и Триптолема, обладающего смертоносным взглядом. Мотив защиты Ярины от змеи Ламии аналогичен древнегреческому мифу о Персее и Ариадне, средневековой русской книжной легенде о битве святого Георгия со Змеем.