Ярило

ЯРИЛО — сын Велеса и богини Дивии (Дивы), бог весенней, ярящей, возбуждающей и побуждающей к оплодотворению и плодоношению силы, приносимой весенним солнцем, ежегодно умирающий и ежегодно воскрешающийся бог плодородия.

6094

«Вздел Ярило зиму на вилы».
Идет удалый бог, Ярило-молодец,
И снежный саван рвет по всей Руси широкой!
Идет могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило, жизни царь и властелин сердец!
Из мака алого сплетен его венец,
В руках — зеленой ржи трепещет сноп высокий;
Глаза, как жар, горят, румянцем пышут щеки…
Идет веселый бог, цветов и жатв отец!
Идет он, светлый бог! — И села хорошеют!
И весь лазурный день — лишь смех да песни там.
А темной ноченькой уста все льнут к устам!
П. Д. Бутурлин

Ярило обладает свойствами Рода, символизирует оплодотворяющее мужское семя, мужское начало. Ярило — податель жизни и любви. Он ярит, возбуждает желание и стремление к оплодотворению всей природы, к воспроизведению жизни и в растительном, и в животном мире, и к воспроизведению рода человеческого. В его образе эротика человеческих отношений связана, а вероятнее всего, даже вытекает как следствие из плодородия земли, плодородия природы.

Когда его встречаем, жизни сила,
Огонь любви горит у нас в очах.
Любовь и жизнь — дары Ярилы-Солнца.
А. Н. Островский

С представлениями о Яриле, вероятно, связывалась проблема полового возбуждения и половой силы, которой, в свою очередь, уделялось значительное внимание, о чем говорит, например, следующий заговор.

«Есть святое океан-море, на том святом океан-море стоит остров, на том острове стоит дуб булатный, у того дуба булатного корни булатные, сучья булатные, вершина булатная. Круг того дуба булатного ветром не сорвет, вихрем не сломит, так бы и у меня, раба божия, стояли 70 жил и единая жила… на женский лик красной девицы, на старую бабу, на молодую молодицу, на синюю кобылицу. Еще же под тем булатным дубом кузов ярости и юности, и аз, раб божий, возьму кузов ярости и юности, распущу юность и ярость на раба божия в ретивое сердце, в 77 жил и единую жилу сердечную, и в единую жилу… Еще же на верху булатного дуба сидит веселая птица петух: встает рано, голову поднимает и весело поет; столь же бы стояли у раба божия 77 жил и единая жила: вставали бы равно и на женский пол и на мужской, на молодую молодицу, на красную девицу, на старую бабу. — А злого человека, порченника, кто на меня зло думает и мыслит, ударь его колени о камень, убей его. У меня, раба божия, стал бы лучше старого, храбрее прежнего, что турий рог, что еловый сук; так бы, раб божий, пылок и ярок на женскую похоть, на полое место, во веки веков, аминь».

Где Ярила проедет, там все начинает цвести и плодоносить, на кого Ярила глянет, того тут же любовь и желание охватывают, да такие, что готов тут же на шею другому кинуться, чтобы утолить свой нестерпимый любовный жар.

ярилоКульт бога Ярилы и соответствующие, связанные с ним обрядовые действия совершались в дни зимнего солнцеворота, весеннего равноденствия, в «зеленые святки», в праздник Купалы. 27 апреля (этот день считался днем начала пахоты) проводился праздник встречи Ярилы. Выбранного парня или девушку наряжали Ярилой, вокруг которого с песнями и плясками водили хороводы. В праздники, посвященные Яриле, было принято и умыкание девиц.
4 июня, в семик, специально отмечался Ярилин день. В этот день ив праздник Купалы совершался обряд проводов Ярилы, который, как это считалось, уже выполнил свою функцию возбуждения к жизни, к оплодотворению и плодоношению всего живого. Посеянное зерно уже дало всходы, которые выросли, окрепли и обещают новый урожай. Возбуждающая сила Ярилы уже была не нужна. Состарившегося Ярилу хоронили. Его соломенную куклу с большим фалосом и куклы Морены, Костромы и Купалы с веселыми шутками, непристойностями, с притворными причитаниями сжигали на костре, топили или отправляли по реке в плавание в потусторонний мир. Посвящались Яриле и эротические действия.
jarilo5Проводы Ярилы выливались в народные игрища, в том числе и в городах, где народ собирался на площадях, выбирал из своей среды и провозглашал Ярилой какого-либо старика, которого наряжали в поношенный разноцветный кафтан, украшали лентами, обвешивали колокольчиками, на голову надевали бумажный колпак с кисточками, лицо раскрашивали красками. Ему вручалась кукла Ярилы, и при общем веселье все отправлялись в поле. Женщины при этом притворно завывали и причитали, выражая якобы скорбь и отчаяние. Другие в это же время пели песни, в том числе и непристойного содержания, третьи плясали. В поле рыли могилу палками и с теми же песнями, плясками, притворной скорбью и непристойностями хоронили куклу Ярилы. Это были проводы Ярилы, сделавшего свое дело и состарившегося.
Ярила, которого встречали весной, изображался, напротив, на белом коне в виде молодого красивого юноши в белой мантии, босого, с венком из весенних цветов на голове и пучком ржаных колосьев в руке.
Культ Ярилы в значительной мере носил эротический характер. Проводимые в его честь празднества и гуляния, называемые ярилками, сопровождались многочисленными непристойностями. Об эротической стороне его культа свидетельствует и ряд поговорок, народных загадок. Например, у загадки «прибежал Ярило, начал бабу ярить, только палка стучит» Отгадка — помело.

Читать также  Семик