В болгарской, македонской и сербской мифологии, дракон или змей. Обладал огромной силой, повелевал дождевыми тучами и градоносными облаками, насылал бури и ураганы, уничтожал посевы и фруктовые сады, падал на землю в виде густой мглы или тумана, препятствовавшего созреванию хлеба. Алы враждовали между собой за волшебный жезл и старались поразить друг друга ледяными пулями — тогда сверкала молния и бил град. Каждый ала оборонял свои угодья от нападения других Ала нападал на солнце и луну, заслонял их своими крыльями — тогда происходили затмения; старался их пожрать — тогда от укуса алы солнце, обливаясь кровью, краснело, а когда ала был побежден, вновь начинало сиять.
В канун больших праздников алы водили хоровод («коло»), от которого поднимался вихрь. Человек, захваченный таким вихрем, сходил с ума. Ала имел туловище длиной в 5 —6 шагов и толщиной с человеческую ляжку, с крыльями под коленями, иногда с несколькими головами или огромной головой, которая находилась в облаках в то время, когда его хвост касался земли; у него было 6 крыльев и 12 хвостов. Изредка ала принимал обличье орла или огромной ящерицы с собачьей головой и с крыльями. У восточных сербов и западных болгар называется также «хала».
Сходен с македонским «ламя» — алчным и кровожадным чудовищем, требующим человеческих жертв, живущим у источников либо в пещерах и охраняющим клады. Дракон Ала, один из слуг Чернобога, упоминается в древнерусских сказаниях С алами боролся святой Илья. Если раненый ала падал на землю, люди могли его приручить и превратить в своего защитника — для этого следовало отпаивать алу молоком из подойника или ведра.
Алы (Халы) — женские мифические существа в фольклоре Болгарии, Македонии и Сербии. Алы считаются духами ненастья, чья главная задача насылать грозовые облака с градом на поля и сады для уничтожения или отнятия урожая. Они чрезвычайно прожорливы, и иногда даже пытаются проглотить Солнце или Луну, вызывая затмения.
При встрече с алой здоровье или даже жизнь людей оказывается в опасности, но благосклонность этих существ можно получить уважением и доверием. Хорошие отношение с алой весьма выгодны, поскольку они приносят богатства их защищают от неприятностей.
Внешность ал описывается довольно пространно: как черный ветер, существо неопределенной формы, змееподобное чудовище, ворон, женщина-дракон и другие. Также ала может принимать разнообразную человеческую форму и облик животного, и даже захватывать чье-либо тело. В сказках, где ала изображается в человеческой форме, она сильно напоминают восточнославянскую Бабу-Ягу.
В центральной Сербии верят, что алы невидимы, но их шипение можно услышать, на востоке страны их могут описывать как чудовищ с телом змеи и головой лошади или как змею с тремя головами. Алы живут в тучах, озере, ручье, скрытых отдаленных местах, лесу, на горе, в пещере или не гигантском дереве.
Кроме людей, у ал есть другие враги, например драконы, иногда орлы. Драконы в этом случае выступают в качестве хранителе полей и урожая и защитников от гроз и бурь. Молнии в схватках между драконами и алами считаются оружием драконов, а звук грома — шумом борьбы. Во время этого алы прячутся в высоких деревьях. Также ал могут победить змеевиты — люди, у которых матерью была женщина, а отцом дракон. Внешность змеевитов обычная, за исключением маленьких крыльев.
Дославянское, балканское происхождение ала связывают с vlva — демонами ненастья сербских влахов. Греческая Ламия так же могла оказать влияние на развитие образа.
Распространено мнение, что ала — сестра дракона, (хала от турецк. -балк. «змея») — у южных славян дракон или змей. Известна в сербской, болгарской и македонской традициях. ХАЛА — огромный змей (иногда многоголовый) длиной в 5—6 шагов, толстый, как человеческая ляжка, с крыльями под коленями и лошадиными глазами, или змей с огромной головой, находящейся в облаках, и хвостом, спускающимся до земли. Иногда приобретает облик орла.
Людей, который обладают свойствами ал (например прожорливостью) — называют аловитами. Они становится такими, например, в результате вселения алы или встречи с ней. Если же человек выживает посе того, как ала подует на него (их дыхание считается смертельным) он становится необыкновенно сильным. Аловиты также могут приводить граодвые и грозовые облака: когда небеса темнеют такию люди впадают в транс, и их дух летит к облакам, но чаще всего, для того, чтобы отправить тучи на соседнюю деревню. Такие люди также могут и сражаться с алами.
У болгар есть представление, что ХАЛА — шестикрылая, с 12 хвостами. Она может пасть на землю в виде густой мглы или тумана, препятствующего созреванию хлеба. Обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует черными тучами, градоносными облаками, приводит бури и ураганы и уничтожает посевы и фруктовые сады. С халами борются св. Илья, а также змеи (в представлениях Вост. Сербии и Зап. Болгарии) и здухачи, охраняющие плодородие своих полей и садов. ХАЛЫ также дерутся за волшебный жезл и стараются поразить друг друга ледяными пулями, и тогда сверкает молния или бьет град. Раненая ХАЛА может упасть на землю, и тогда ее следует отпаивать молоком из подойника или ведра. В некоторых локальных традициях ХАЛЫ, подобно змеям и здухачам, обороняют свои угодья от нападения чужих ХАЛ.
Халы могут нападать на солнце и луну, заслонять их своими крыльями (тогда происходят затмения) или стараются их пожрать (тогда от укуса ХАЛЫ солнце, обливаясь кровью, краснеет, а когда побеждена ХАЛА,— бледнеет и сияет). ХАЛЫ могут, чаще всего в канун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимается вихрь (ср. представление о двух чертях в вихре). Человек, захваченный таким вихрем, может сойти с ума. ХАЛЫ иногда превращаются в людей и животных, при этом видеть их может только шестипалый человек.
Близкий к ХАЛЕ мифологический персонаж — ламя известен в македонской традиции. Она алчна и кровожадна. Она имеет вид огромной ящерицы с собачьей головой и с крыльями, живет в пещерах и у источников и связана со стихией воды (может упасть на землю туманом, остановить воду, требуя человеческой жертвы, и т. и.) и богатством (охраняет клады).