АНЧУТКИ — насмешливо — иронический образ, соединяющий в себе черты черта и утки. Чертенятки. Первоначально относились к числу берегинь — мелких духов. По мере распространения христианства образ наделяется более отрицательными чертами, изображается как злой дух, связанный с водой и в то же время летающий, сохраняя при этом ироническое к себе отношение: неопрятный, грязный, как вылезший из болота чертенок, беспятый, но рогатый.
В русской мифологии также это злой полевой дух; водяной, болотный чертенок. Полевые анчутки подразделялись на картофельников, ленников, конопельников, овсяников, просоников, дикушников, рожников. В пору жатвы и косьбы прятались от людей в последних колосьях, еще остававшихся на корню. Чтобы не рассердить их, крестьяне оставляли в поле несколько несрезанных колосьев, немного картофеля или не-скошенной травы. Тот, кто не исполнял этот обычай, мог потерпеть убытки. Банные анчутки имели обыкновение пугать стонами парящихся в бане людей, доводить их до умопомрачения. Девушки, ходившие в баню, где жили анчутки, заболевали, выбегали нагишом на дорогу и бесновались, плясали и пели похабные песни, катались друг на дружке верхом, хрюкали. Полевые анчутки имели вид маленьких мужчин и женщин; банные — мохнатых, с лысыми головами духов. Банных анчуток также называли кикиморами, антипками беспятыми (наименование «ан-тип» — производное от «антихрист»). Чтобы излечить заболевшего от чар анчуток человека, необходимо в течение недели отпаивать его парным молоком с медом. Существовала примета, что если в чьей-нибудь бане поселятся анчутки, то в доме каждый год будет кто-нибудь умирать. Поэтому бани, о которых шел такой слух, следует сломать и на этом месте построить новую, из свежих бревен.
Анчутка — в восточнославянской мифологии злой дух, одно из самых древних названий беса, русский вариант чертенка. По Толковому словарю живого великорусского языка В. И. Даля, анчутки — чертенята.
Анчутка представляется беспятым либо беспалым, что обычно характеризует нечистую силу. Существует сказ о том, что беспятый анчутка потому, что «однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку».
Анчутки бывают банные и полевые. По легенде, они, как и всякая нечисть, мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Поэтому считается, что лучше о них помалкивать, «не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут».
Банные анчутки по легенде «мохнатые, лысые, пугают людей стонами, помрачают их разум, хорошо умеют изменять свой облик». Полевые — «росточком совсем крохотные и более мирные». Считается, что они живут в каждом растении и зовутся сообразно своему обиталищу: картофельники, конопельники, ленники, овсяники, пшеничники, рожники и т. д.
Также считается, что в воде тоже есть свой анчутка — помощник водяного или болотника. Легенда наделяет его необычайно свирепым нравом, кроме того, он представляется еще и противным.
По примете, если у пловца вдруг случится судорога, он должен знать, что это водяной анчутка схватил его за ногу и хочет утащить на дно. Оттого-то еще с древних времен «всякому пловцу советуют иметь при себе булавочку: ведь нечистая сила до смерти боится железа».
А. М. Ремизов писал: «Всякой бане есть свой баениик. Не поладишь — кричит попавлииьи. У баенника есть дети — банные анчутки: сами маленькие, черненькие, мохнатенькие, ноги ежиные, а голова гола, что у татарчонка, а женятся они на кикиморах, и такие же сами проказы, что твои кикиморы. Душа, девка бесстрашная, пошла ночью в баню. „Я, — говорит, — в бане за ночь рубашку сошью и назад ворочусь". В бане поставила она углей корчагу, а то шить ей не видно. Наскоро сметывает рубашку, от огоньков ей видно. К полуночи близко анчутки и вышли. Смотрит. А они маленькие, черненькие, у корчаги уголья — у! — раздувают. И бегают, и бегают. А Душа шьет себе, ничего не боится. Побоишься! Бегали, бегали, кругом обступили да гвоздики ей в подол и ну вколачивать. Гвоздик вколотит: „Так. Не уйдешь!" Другой вколотит: „Так. Не уйдешь!" — „Наша, — шепчут ей, — Душа наша, не уйдешь!" И видит Душа, что и вправду не уйти, не встать ей теперь, весь подол к полу прибит, да догадлива девка, начала с себя помаленьку рубаху спускать с сарафаном. А как спустила всю, да вон из бани с шитой рубахой, и уж тут у порога так в снег и "грохнулась. Что и говорить, любят анчутки проказить, а уж над девкой подыграть им всегда любо. Выдавали Душу замуж. Истопили па девичник баню, и пошли девки с невестой мыться, а анчутки — им своя забота, они тут как тут, и ну бесить девок. Девки-то из бани нагишом в сад, и высыпали на дорогу и давай беситься: которая пляшет да поет что есть голосу невесть что, которые друг на дружке верхом ездят, и визжат, и хихикают по-меринячьи. Едва смирили. Пришлось отпаивать парным молоком с медом. Думали что девки белены объелись, смотрели — нигде не нашли. А это они, эти анчутки ягатые, нащекотали усы девкам!»