В славянской мифологии аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По другим сказаниям, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». Аспид назван так, потому что укусом впрыскивает (spar-gat) яд; ведь греки называют яд ios (as), отсюда — название aspis, так как он убивает ядовитым укусом.
В какие края летать повадится, те места опустошит; живет в горах и на землю никогда не садится, только на камень. Перемещается с быстротой молнии, а из пасти его постоянно извергается горячий пар. Если укусит, человек распухает и заживо гниет. Его невозможно убить стрелою, можно только сжечь.
Эта змея, по народному мнению, жила в Печерских горах. Заговорить, уничтожить разрушающего все вокруг себя аспида могли, по поверьям, колдуны, «знахари обаянники», которые использовали нелюбовь аспида к «трубному гласу». Обаянники копали ямы и садились в эти ямы с трубами, покрываясь дном железным и замазываясь суглинком. Кроме того, ставили около себя горящие угли и накаляли клещи. И, когда вострубят, тогда аспид засвищет «ако горы потрястися», и прилетит к яме. Ухо свое приложит к земле, а другое заткнет хоботом и, найдя небольшую дыру, начнет биться. Человек же его крепко держит, ухватив горящими клещами. От ярости рассыпаются не одни клещи и даже не двое или трое, но так, сожженный, умирает.
Трубный глас
Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от нее пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюет, а кого ядом не отравит, того огнем сожжет. Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:
— Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть. Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал совета у богов. Молчали боги. Никто не верил, что возможно спастись от Аспида! Жрецы на черном капище уже вострить ножи начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к вождям и говорит:
— Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто железных клещей. И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей. Открыли мне добрые боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.
Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и широкую яму, обмазать ее суглинком и накрыть тяжелыми камнями. На дне в железном чане разложили костер, а среди бревен оставили малое отверстие. А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками залез в эту яму и притаился.
И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса — летит Аспид. Завидев вдали селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг… вдруг из-под земли громко, оглушительно затрубили трубы.
А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздается из ямы, заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскаленные щипцы высунулись — и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут — помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова… Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю — только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.
Так оно и произошло. С тех пор Аспид более никогда не тревожил славянские земли!
Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска — чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну — деву змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая — трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти и прапредков славян.
Аспида — одно из названий змей в заговорах.
Как бороться с аспидом?
Единственный способ убить аспида – это сжечь его. Однако змей никогда не подлетит к огню, да и на землю он не садится. Только трубный звук способен привести аспида в ярость, в таком состояние он бросается на все что издает этот звук, потому победить Аспида можно лишь заманив его в огненную ловушку при помощи труб.
А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздается из ямы, заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскаленные щипцы высунулись — и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут — помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова… Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю — только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.
«Былина о погибели змея Аспида»