ОВСЕНЬ (АВСЕНЬ) — сын Дажбога, брат Коляды. Если Коляда символизировал нарождение солнца нового, предстоящего года и его движение от зимы к вершине лета, к летнему солнцестоянию, то образ Овсеня представляет собою выражение обратного процесса, движения солнца к зиме. Овсень (осень) соединяет, строит мост между летом и зимой, между Явью и Навью.
Имеется и трактовка образа Овсеня как персонажа, связанного с началом весеннего солнечного цикла и плодородия, — трактовка, плохо вписывающаяся в общую картину персонификации смены сезонов годового цикла.
Овсень, совпадающий о Колядой, становится абсолютно избыточным.
У древних славян слово «Овсень» носило несколько значений, причем значения эти менялись с течением времени и порой имело место параллельное использование сразу нескольких вариантов трактовки. В первую очередь, Овсень (примеры использования этого термина мы приведем последовательно) — это месяц, временной промежуток, который в соответствии с современным календарем начинается 21 ноября, а заканчивается 20 декабря. В некоторых источниках называются другие даты: с 23 ноября по 21 декабря, но, вероятно, это связано с тем, что грегоринаский календарь не столь совершенен, как система, используемая нашими Предками, поэтому Овсень, как и другие месяцы и даты вообще мог «сдвигаться» с годами (разумеется, в проекции на тот же григорианский календарь).
При этом Овсень — бог урожая, но здесь с первого взгляда суть образа может быть не ясна, ведь какой урожай в начале зимы? Но речь идет об урожае в новом году. Также в некоторых сюжетах Овсень — бог смены времен года, его изображали как статного зрелого мужчину, сидящего на огненно-рыжем коне. Овсень является синонимом слова Авсень (его звучание слишком уж близко к звучанию современного «осень»), но ошибочно считать, что Овсень и Таусень — одно и то же понятие (на самом деле Таусень — название другого месяца).
Коляда, Овсень… у древних славян было много богов и мифологических персонажей, которые так или иначе связывались со сменой времен года. Однако, к примеру, Владимир Иванович Даль на основе собранного им этнографического материала полагал, что Овсень — 1 марта ( по одному из календарных стилей Новый год в Древней Руси начинался именно с приходом марта). В связи с этим утверждением становится логичным тот факт, что в некоторых народных песнях Овсень — бог весны.
Важно отметить, что относительно этимологии происхождения слово Овсень не имеет на данный момент единой теории, многие исследователи здесь расходятся во мнениях. Одни полагают, что Овсень (примеры теорий даны не в хронологической последовательности) происходит от «овес», что в некоторой степени логично, учитывая, что Коляда, Овсень — образы, явно связанные с урожаем. Другие (например, В. Топоров) полагают, что Овсень — это вариация слова «Усиньш», так у древних латышей назывался бог-покровитель лошадей, по своим функциям близкий скорее к Велесу. Есть и более оригинальные версии. Например, А. Страхов говорит о том, что Овсень — производная от библейского восклицания-молитвы Осанна (параллель между о»й-люли» и «аллилуйя»). Но единой версии, которую можно было бы с полным правом назвать «общепринятой», как уже было сказано, нет.
Так или иначе, основываясь на фольклоре, логично предположить, что Овсень — бог, праздник начала Нового года (только не ясно все же — начала зимы или начала весны?), а также (явно) конкретный временной этап, месяц. К сожалению, история не сохранила каких-то более конкретных указаний, но на самом деле того, что есть, вполне достаточно, чтобы составить целостный образ, который наши предки заключали в это любопытное слово.