ДАЖБОГ (ДАЖДЬБОГ) — один из главных, высших богов. Конкретного изображения, описания не имеет. Это благородное божество — податель всех и всяческих земных благ, богатства, благополучия и счастья, бог солнца, света и тепла, бог НЕБЕСНОГО СВЕТА. Символизировал в мироздании светлое небесное творческое начало. Его называли Огнем Сварожича, а русские считали себя дажбожьими внуками.
«Погибашеть жизнь Даждьбожья внука…»
«Слово о полку Игореве».
Дажбогу не приносили жертв, не делали подношений. Ему полагалось лишь усердно молиться, испрашивая милости и благоволения.
В русской и украинской мифологии, бог, входивший в число наиболее почитаемых в Древней Руси божеств, покровитель свадьбы, Сын Сварога. Появился из камня, в который метнул молнию Перун, а затем ударил молотом Сварог. Возмужав, прославился на весь свет силой и удалью. Прослышав о его славе, Перун отправился померяться с Дажьбогом силой. Когда они боролись, дрожала земля, склонялись к земле леса, по морю расходились высокие волны, Перун обернулся орлом, а Дажьбог — львом. Лев «закогтил» орла. Перун ослаб и упал на землю. Дажьбог спросил его имя и, узнав, что бился с братом, помирился с ним.
Увидев однажды спящую Златогорку, Дажьбог трижды ударил ее палицей. Златогорка проснулась, подняла Дажьбога и положила его в ларчик. Затем она вынула Дажьбога из ларца и потребовала, чтобы тот взял ее в жены, пригрозив в случае отказа растереть его между ладонями. Дажьбог согласился жениться на Златогорке. После свадьбы они ехали к Латырь-горе и увидели в поле большой каменный гроб. Златогорка залезла в него и закрылась крышкой, но потом не смогла выйти, потому что гроб был заколдован Чернобогом. Дажьбог хотел разбить гроб мечом, но после каждого удара гроб охватывал железный обруч. Дажьбог отправился к Вию, властелину подземного мира, и попросил волшебное кольцо, которое могло снять заклятие с гроба. Вий дал кольцо, предупредив, что если Дажьбог потеряет его, то Златогорка — навсегда уйдет в царство Нави. Златогорке было предсказано возвращение к жизни лишь на то время, пока она не родит бога Коляду. С помощью кольца Вия Дажьбог расколдовал жену. После рождения Златогоркой Коляды и Овсеня из-за чар Чернобога Дажьбог потерял магическое кольцо. Златогорка ушла в царство Нави, где ее дух слился с духом богини смерти Марены.
Поэтому Марена решила приворожить Дажьбога и поселила в его сердце любовную тоску. К Марене сватался Кащей, сын Вия и Матери сырой земли, внук Чернобога. Дажьбог решил отбить Марену у Кащея, но Марена не хотела выходить за него замуж. Она предложила Дажьбогу выпить заговоренный мед, после чего тот превратился в златорогого оленя. Но когда Перун пригрозил Марене испепелить ее молнией, она вернула Дажьбогу прежний облик и вышла за него замуж. От Дажьбога Марена родила Богумира, а затем сбежала с Кащеем. Дажьбог пустился в погоню. Марена и Кащей сбросили его под землю, откуда Дажьбога вынес его верный конь Кологрив. Затем Марена превратила Дажьбога в камень, но Перун расколдовал брата. Наконец, Кащей распял Дажьбога на Латырь-горе, но его освободила богиня весны Жива. Дажьбог добыл Золотое Яйцо, и котором была заключена смерть Кащея. Расколов Яйцо, Лажьбог не только убил Кащея, но и вызвал всемирный потоп, так как нарушил своим действием равновесие между царствами Яви (жизни) и Нави (смерти).
После потопа он разрубил Марену, отправил ее под землю и женился на Живе, с которой возродил мир. Жива родила от него сыновей Кисека, от которого пошли гессенцы, западные немцы, и Ария, от сыновей которого — Кия, Щека и Хорива — вели свой род киевские поляне, чехи и сербы. Внуки Ария, Крак и Лех, стали родоначальниками польского и мазовецкого племен.
От первой жены, Златогорки, Дажьбог имел сына Коляду, от сына Коляды, Радогоста, вели свой род племена ратарей, ободритов, руян, радимичей и вятичей. У сына Дажьбога от второго брака, Богумира, были дочери Древа, Полева и Скрева — родоначальницы племен древлян, полян и кривичей, а также сыновья Сева, Рус, Словен, Ким-ра, Хазар и Скиф — родоначальники племен северян, русов, словен, киммерийцев, хазар и скифов. Эта родословная дала основание именовать славянские племена «внуками Дажьбога» и почитать князей потомками богов, имеющими право неограниченной власти на время войны.
В календаре Древней Руси 6 мая считался днем Дажьбога, в этот день состоялась его свадьба с Живой, началось возрождение мира после потопа (в христианский период этот праздник замещен Юрьевым днем). Поединок Дажьбога и Перуна произошел 2 августа. 28 августа Златогорка ушла в царство Нави (замещен праздником Успения Божьей матери). Первая встреча Дажьбога и Марены произошла 23 сентября, в день осеннего равноденствия и поворота к зиме, а их свадьба состоялась 25 декабря. День Марены приходился на 1 марта (позже заменен днем святой Марианны праведной). 7 апреля, в день весеннего равноденствия, Дажьбог расколол Золотое Яйцо, вызвав смерть Кащея и потоп (позднее замещен праздником Благовещенья).
Образ Дажьбога аналогичен южнославянскому Добринку, сербскому Дабогу, абхазскому Сасрыкаву, древнегреческому Гелиосу, древнеримскому Аполлону Таргелию. Впервые Дажьбог упомянут в «Повести временных лет». В Ипатьевской летописи 1114 года Дажьбог назван сыном Сварога. Под именем Сварожич упоминается западноевропейскими хронистами. Позднее замещен в фольклоре Добрыней Никитичем и Иваном-царевичем, а Марена — Маринкой Кайдаловной, Потыкой, Марьей Белым Лебедем, Марьей Моревной. Мотивы схождения Дажьбога в подземное царство к Вию и его распятие на Латырь-горе близки древнегреческим мифам о схождении в Аид Геракла, Тесея и Орфея, а также о наказании Прометея, прикованного к скале. Мотив Золотого яйца, в котором заключены смерть Кащея и гибель мира, схож с встречающимся в древнеиндийской «Махабхарате» мотивом яйца, в котором заключен огонь, пробуждающийся во время Конца Света, В украинских народных песнях Дажьбог, покровительствующий свадьбам, встречал жениха-князя на рассвете «меж трех дорог»; высылал «соловушку» «замыкать» зиму и «отмыкать» лето. Его жена Жива почиталась богиней плодов у балтийских славян. Ее главный истукан был найден в Рацебурге. Изображалась с длинными, свисавшими до колен волосами, с яблоком в правой руке и виноградной кистью в левой. У поляков почиталась как богиня жизни Зизя. Аналогична древнегреческой Венере.
Бог Дажбог (или Даждьбог, Дажьбог) — это один из ключевых в славянском пантеоне. Он является богом солнца (летнего) и плодородия. Иногда можно встретить данные о том, что он — прародитель славянского рода. Если более глубоко рассматривать его функции, то он скорее бог света в целом, а солнце — его корона. Согласно некоторым источникам, Дажбог был сыном Сварога.
Характерные признаки
- Символ Дажбога — это солнце.
- Цвет — золотой.
- Камень — рубин (красный яхонт).
- День — воскресенье.
- Время года — лето.
- Предназначение — защита богов и людей от злых сил.
- В Дажбоге сочетались два начала: природное (источник света, плодородия) и общественное (источник власти).
Дажбога относят к солярным (солнечным) богам. От него напрямую зависело количество и качество собранного урожая. И, конечно, славяне пытались задобрить бога.
Изображали Дажбога в золотых доспехах, с копьем и щитом, от которого исходит яркий свет. Волосы у него были пшенично-золотистого цвета и развевались на ветру. А глаза Дажбога были небесно-голубыми. Также он мог быть представлен на повозке с четверкой златогривых лошадей. Именно на ней бог два раза в сутки пересекает небесный склон. Перед ним летят гуси и утки.
Как известно, славяне строили в честь богов особые храмы — святилища. Там находились идолы богов. Такой идол Дажбога был расположен в Киеве.
Праздники в честь Дажбога отмечались
- 12-14 февраля.
- 16 февраля.
- 17 февраля.
- 18 марта.
- 6 мая.
- 19 августа и 14 августа (яблочный и медовый Спас соответственно). Просто Дажбога часто называли Спасом (защитником, спасающим Русскую землю).
Первые три праздника являются объединенными (с Велесом), а вот 18 марта и 6 мая — носят имя дня Дажбога.
Ошибочно думать, что имя Дажбога (Даждьбога) связано с дождем. На самом деле, корень его имени происходит от слова «дать». То есть дословно «Дай Бог». Неудивительно, что иногда Дажбога называют подателем. Также его считают покровителем обделенных: детей-сирот, одиноких стариков, странников. Обычно обращались к Дажбогу по утрам, когда солнце еще только показывается из-за горизонта.