ДЕД (ДИД, ДИДО) — прародитель рода. Хранитель рода, семьи, обычаев, устойчивости моральных принципов. Один из сынов Лады матери красоты, любви, супружества. Его супруга Дидилия — богиня деторождения. Дед один из важнейших представителей сонма берегинь. Строго следит за сохранением и в производством всего домашнего уклада, воспроизводством семьи и рода, соответствующим воспитанием детей. Он сражается с подателем недоброго — Чернобогом. Он всегда молод. Изображался в славянской одежде, с венком из васильков на голове и держащим в руках двух горлиц (символическое изображение семейного единства и согласия).
Дедом могли называть Перуна как прародителя народа, божество домашнего очага, лесных духов — хранителей кладов, водяного.
Деды — души предков, умерших более девяти лет назад, улетевшие в Ирий.
Также Деды — регулярно проводимые обряды поминания умерших родных. В отличие от весенней Радуницы, на Дедов не ходили на кладбище, а приглашали духов предков к себе. Основным ритуальным блюдом Дедов считалась кутья
Обряды поминания проводятся несколько раз в год. Для каждого обряда установлен промежуток времени в 10-14 дней, в течение которого его следует провести. Но при этом обряд всегда проводится в субботу. С христианизацией славянских народов эти обряды трансформировались в родительские субботы и в таком виде существуют до сих пор.
Обычно в дни «дедов» люди идут к могилам родных, чтобы почтить их памятью. Подается поминальная еда, которая должна быть горячей (для того чтобы духи могли вдыхать поднимающийся пар от нищи, приготовленной в их честь). Кроме того, на столе кладут больше ложек — для предков. Каждого умершего предка называют по имени.
Дед — хранитель рода и, прежде всего, детей, представитель родового старейшинства, который усмиряет страсти внутри клана, хранит основные принципы морали рода, строго следя за их исполнением.
Белорусы и украинцы называли дедом домовое божество, охраняющее домашний очаг, печной огонь, как бы малый Перунов огонь, в отличие от большого — на небе. Дедом называли и лесное божество — хранителя Перунова клада. Деда молили об указании, открытии клада.
В Белоруссии хранителя золотых кладов называют Дедка. Ходит он по дорогам в виде нищего с красными, огненными глазами и с такою же бородою и, встретив несчастного бедняка, наделяет его деньгами.
В Херсонской губернии рассказывают, что клад нередко является в виде старика в изорванной и грязной нищенской одежде. На Украине рассказывают о старом, беловласом и сопливом деде, который бродит по свету, и если утереть ему нос, то он тотчас же рассыпается серебром.