Гуменник

ГУМЕННИК — дух-хранитель гумна, вариант домового-берегини. Если гуменник дружит с хозяином, то и гумно и зерно содержит в порядке. И зерна в этом гумне столько, что его хватает и хозяевам на весь год, да еще и на продажу полным-полно остается. Как хорошему хозяину не помочь! Иначе этого духа берегиню называли овинник.

gumennik

«Однажды ночью погнался за мужиком покойник. Пустился мужик бежать что есть силы, да только чувствует, что покойник его догоняет. Заскочил в первую попавшуюся дверь, запер ее, огляделся — да он же на свое гумно попал. А тут и покойник подоспел, ломится в дверь, грызет ее, только щепки летят. Вот-вот дыру проделает.

— Дядя Гуменник, помоги, спаси! — взмолился мужик.

Тут покойник в овин ворвался. Только видит мужик, что кто-то невидимый его схватил и давай мотать и вертеть по-всякому. А тут вскоре и петух пропел, и покойник неподвижно растянулся на земле».

Не любит гуменник, чтобы его ночами беспокоили, ночевали на гумне, особенно какие-либо чужие люди (представление, связанное с заботой о предотвращении опасности пожара, в результате которого можно было лишиться хлеба).

Гуменник — в славянских поверьях помощник домового — домовой дух - главный в гумне и сарае. Следит за скотиной, гривы любимым лошадям расчесывает, а так же любимым домашним животным — котам и собакам . Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила.

gumeggik

Не купи гумна, купи ума!

Русская народная поговорка

Гумно — место, где ставят хлеб в кладях (снопах) и где его молотят (от «Гу» — говядо и «мьн» — мять; «место, где с помощью скотины мяли зерно»). Место это может быть просто огороженным участком земли, а может представлять собой и специальное помещение (большое деревянное сооружение). Характерными приметами гумна как строения были низкие стены и высокая четырехскатная крыша. Гумно как участок земли состояло из двух частей: тока — места для обмолота зерна, и овина или риги (помимо того у белорусов бытовали названия «асець» и «еўня») — сооружения для сушки снопов. Иногда обмолот зерновых проводился вообще в специальном помещении — клуне. В общем, все это вместе — гумно.

В мифологическом сознании гумно теснейшим образом связано с ритуально-магическими практиками обеспечения урожая и достатка. Важнейшее место для крестьянина, живущего собранным собственными руками хлебом. Потому практически у каждого локуса на гумне был свой «хозяин»: гуменник (по-белорусски: гуменнiк), овинник и подовинник (в белорусской мифологии — асетнiк или еўнік), рижник или ригачник. По причине того, что у белорусов роль овина могла выполнять и пуня, к этому перечню гуменных духов можно отнести и пунника. Это у белорусов и русских.

У поляков же считалось, что на гумне может поселиться «злой» — черт, прилетающий с вихрем; тогда всех в доме ждут несчастья, потери, смерть… У южных славян гумно — место сбора преимущественно злых демонов: это крылатые змеи, вилы и особенно вештицы*, которые, по сербским поверьям, собираются на оставленном, а также пустом, «подметенном» или «медном» гумне. Прилетев на гумно (голые, верхом на ткацких навоях), вештицы танцуют и договариваются, кому причинить зло. Перед полетом они мажутся чудодейственным составом и приговаривают: «Не на колючки, не на кусты, а на пустое гумно».

В русской мифологии главным среди духов гумна-овина-клуни был, видимо, овинник.

За мужиком гнался упырь. Мужик успел добежать до гумна и взмолился: «Дядя гуменник, не продай, дядюшка, в бедности, поборись с проклятым еретиком, за эту службу весь я твой душой и телом». Гуменник схватил упыря и, невидимый, стал с ним бороться. Мужик не смел шептать молитвы, чтобы не обезоружить гуменника. С криком петуха упырь исчез, и мужик остался цел.

Левкиевская Е. «Мифы русского народа»

 

Читать также  Горыня