Шиш — нечистая сила, поселяющаяся у нерадивых, ленивых хозяев. Обосноваться для житья может где угодно: и в доме и во дворе, и в овине и в амбаре, и в хлеву и в кладовке. Ну, а уж где Шиш поселится, там двери остаются настежь, двор пустеет, запирать его не надо — скота нет, припасы все исчезают. В овине — одна мякина. По всем углам, по амбарам и клетям хоть шаром покати. Только ветерок пыль поднимает, с места на место ее перегоняет да паутину по углам качает. Это Шиш Шиша погоняет. А иначе-то его и не увидишь. Ни на нем, ни у него ведь нет ни шиша. И сам он, как пустой и голый пузырь, и голова пустая, маленькая. Только нос длинный, и все вертится — выискивает, не осталось ли еще где-то что-то, что будет мешать Шишу шаром кататься. Так и остаются в хозяйстве шиш да ничевушка.
«Шиш отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого… Именья у Шиша — штей деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла» (Б.Шергин. «Шишовы напасти»).
ШИШ — домовой, бес, нечистая сила, живущая обычно в овинах. Играет Шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. Это те самые Шиши, которые смущают православных. К Шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чертиков). Имя Шиша пристегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и когда «для шишиморства» (как писали в актах) давались, сверх окладов, поместья за услуги, оказанные шпионством.