ДУХИ ЛЕСНЫЕ, ВОДЯНЫЕ — обитатели лесов, полей, лугов, болот, рек, озер, и т. д., схожие и даже родственные людям. Существовали представления, согласно которым все эти просторы были населены ими вместе с сотворением рода человеческого.
- Лешие,
- попутники,
- боровые,
- моховые,
- ауки,
- лесавки,
- болотняники,
- водяные,
- русалки,
- полевые,
- луговые
- и т.п. имеют сходство с человеком и внешнее, и в своих действиях, в существовании.
Они наделены многими человеческими чертами. В то же время они связаны с богами и подчинены, в частности, Велесу.
Духи лесные, духи водяные наделялись чертами человеческого Характера, их поведение соответствовало поведению человека. Им присуще и зло, и добро. Ничто человеческое им не чуждо — иначе, как по образу и подобию своему, человек их при думать не мог. Но в большей мере им была; свойственна роль берегинь, роль покровителей человека или его деятельности. Человек по необходимости должен был приписывать им больше положительных черт или признаков, нежели отрицательных, — иначе бы он не мог рассчитывать на успех своих действий. По мере же установления господства христианства духам и лесным, и водяным, а все сказано касается и духов домашних, все в большей мер стали приписываться лишь черты отрицательные. Христианская мифология положительно сосредоточила на другом полюсе — на Христе.
Существует немало всевозможных духов и нежити в славянской мифологии. Само происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах, уставших славить бога: сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ